Не мытьем, так катаньем: как менялась внешнеполитическая стратегия Польши по отношению к Беларуси

Не мытьем, так катаньем: как менялась внешнеполитическая стратегия Польши по отношению к Беларуси

Одним из самых активных внешнеполитических игроков, замешанных в попытке осуществления государственного переворота в Беларуси, является Польша. Она не признала результаты президентских выборов 9 августа, приняла сторону оппозиции, настаивает на уходе Александра Лукашенко и повторном голосовании. Что характерно, в этот раз Варшава ведет себя куда более агрессивно, чем в 2010 и 2011 годах, когда происходили схожие процессы.

Активизация внешнеполитической деятельности в белорусском направлении была связана с победой польской политической партии “Право и справедливость” на выборах 2015 года. Пришедшие к власти политики оживили претензию на восстановление “Речи Посполитой 2.0”. Начался процесс выстраивания региональных связей с лояльными Украиной и Литвой, а вот Беларусь была воспринята в качестве конкурента в борьбе за региональную гегемонию.

Изначально стратегия Варшавы строилась на том, чтобы с помощью инструментов “мягкой силы” развернуть официальный Минск на Запад. В частности, весь 2019-й годы президента Беларуси Александра Лукашенко пытались впутывать в самые разные внешнеполитические проекты. В феврале Польшу посетил председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Михаил Мясникович, заверивший, что Беларусь воспринимает соседа как дружественную страну.

Этот визит, как можно догадаться, был необходим в качестве профилактической меры, потому что уже тогда были понятные истинные намерения Варшавы по отношению к Беларуси. Официальный Минск пытался остановить эскалацию и всем видом давал понять, что белорусская сторона не ищет конфликтов, а заинтересована в совместном многостороннем диалоге. В июне ответный визит нанёс коллега Мясниковича Станислав Карчевский, но эта встреча оказалась не более, чем формальностью.

Резкая смена тона в отношении официального Минска произошла после того, как в октябре 2019 года президент Лукашенко снизил уровень представленности на саммите “Восточного партнерства”, который должен был проходить в белорусской столице. Изначально планировалась, что на мероприятии будет подписано соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии, а главным гостем события станет глава европейской дипломатии Федерика Морерини.

Когда стало понятно, что белорусская сторона готова к взаимовыгодному сближению, но не собирается полностью погружаться в зависимость от Евросоюза, тактика Варшавы начала постепенно меняться. Так, например, на саммит отказался приехать Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович, а из Варшавы в Минск стали поступать сигналы следующего характера: Минск становится абсолютным приоритетом и Польша готова вовлечь Беларусь в орбиту западных стран.

Пандемия коронавируса на время отодвинула политические интриги на второй план, но уже в апреле премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что Украина и Беларусь должны получить от Евросоюза заманчивое предложение, а иначе они повернутся к России. Это было второй попыткой повлиять на внешнеполитический курс Беларуси, принудив её к добровольной “демократизации” режима и включению в новый формирующийся региональный альянс во главе с Варшавой.

Однако следующий саммит “Восточного партнерства”, который якобы должен был ознаменоваться капитуляцией Александра Лукашенко, закончился ничем. Президент Беларуси вовсе отстранился от участия в мероприятии, а белорусскую сторону представлял премьер-министр Роман Головченко. Оставшиеся до выборов месяцы Варшава демонстрировала сдержанность, а с 10 августа попыталась устроить «круглый стол» между восставшей бчб-оппозицией и властями республики.

Таким образом, двусторонние отношения между Польшей и Беларусью развивались в контексте постоянного давления со стороны Варшавы, которая видела в Минске преграду для реализации собственных имперских амбиций. Изначально польская сторона пыталась достичь собственных целей (интеграции Беларуси в коалицию западных стран) с помощью политических инструментов, но когда стало понятно, что этот подход не сработает, Варшава перешла к более радикальным мерам.

Zviestki.info

 Последние новости Беларуси и мира