В Вильнюсе всё ещё надеются, что проект БелАЭС можно будет остановить

В Вильнюсе всё ещё надеются, что проект БелАЭС можно будет остановить

Проиграв на первом этапе энергетической войны с БелАЭС, когда станция находилась еще на этапе строительства, официальный Вильнюс не отступил от своей идеи, но изменил подход. Теперь литовские власти намерены добиваться выплат материальной компенсации согласно “Конвенции о дополнительном возмещении за ядерный ущерб”.

Соответствующий протокол был принят в далеком 1997 году и устанавливал правовой режим выплат компенсаций всем пострадавшим от аварий на АЭС государствам. Компенсации продолжают выплачиваться и сегодня, а для возмещения потенциального ущерба действуют “аварийные фонды”. Средства фондов распределяются между пострадавшими участниками в случае аварии.

Если рассматривать давление на БелАЭС с позиции Вильнюса, то литовские власти действуют достаточно эффективно и продуманно. Так, после ратификации “Конвенции о дополнительном возмещении за ядерный ущерб” Вильнюс получит возможность потребовать возмещение ущерба и одновременно получить более высокую компенсацию от Минска, если на станции произойдет авария.

Понятно, что в современных реалиях представить себе ядерную катастрофу на атомной станции довольно затруднительно, но для прессы и судебных исков этого и не требуется. Ратификация документа позволит и дальше нагнетать жуть вокруг АЭС за счет спекуляций на любом мало-мальски подходящем поводе: профилактика, учения, запуск новых энергоблоков – всегда пожалуйста!

Кроме того, что тоже существенно для Вильнюса, после ратификации протокола, а в его ратификации никто не сомневается, гражданская ответственность Беларуси и Литвы за ядерный ущерб будет уравнена. Это значит, что в случае какого-либо происшествия на станции, Минск уже не сможет ссылаться на разные с Литвой режимы Венской конвенции и будет вынужден отвечать на иски.

Что характерно, литовские власти даже не смущает тот факт, что ратификация протокола приведет к дополнительным финансовым издержкам: придется делать регулярные взносы в “аварийный фонд”, а это около €360 млн в год. При этом Вильнюс должен будет оформить дорогостоящую страховку для своей неработающей Игналинской АЭС, что обойдется еще в более чем €100 тыс.

Однако на что только не пойдешь, чтобы оставаться в статусе “жертвы ядерной угрозы”. С другой стороны, такая позиция вполне отвечает краткосрочным интересам Вильнюса по защите собственных национальных интересов. Литва получит хороший политический инструмент оказания дополнительного давления на Беларусь, который будет действовать на более широком международном уровне.

Окажется ли такое решение Вильнюса оправданным или послужит поводом для скорейшего обнищания государства, во многом зависит от белорусской власти и её ответственности за работу БелАЭС. Если Минск сумеет обеспечить стабильное, прозрачное и безопасное функционирование станции, то ратификация протокола станет существенным ударом для самого Вильнюса, а если нет…

Zviestki.info

 Последние новости Беларуси и мира