Лицо протеста: кто выходит против белорусской власти?

Лицо протеста: кто выходит против белорусской власти?

Уже более трёх месяцев продолжается противостояние на улицах белорусских городов, за это время информационное поле породило множество мифов, в том числе касаемо состава белорусского протеста. В условиях отсутствия адекватной социологии возникает неизбежный вопрос, кто выходит против действующей власти, какие они и сколько их?

Изначально бунт развивался под лозунгом “нас 97%”, однако сразу же стало понятно, что это всего лишь инструмент мобилизации, играющий на человеческом конформизме и направленный на расширение социального фронта “за перемены”. В этом нет сомнения, однако нельзя не заметить и тот факт, что среди активистов прослеживаются разные доминирующие группы.

К слову о большинстве, протестующие и сами жалуются, что акции постепенно затухают, а среди населения становится всё меньше сторонников майдана.

При этом говорить о каком-то жестком разделении на два противоборствующих лагеря, например “сторонников” и “противников” президента, нельзя. Общество скорее расслоено по степени принятие-непринятия оппозиционной повестки: есть активное ядро идейной оппозиции, есть сочувствующие, много и таких, кто по разным причинам не поддерживает протесты.

При этом абсолютное большинство состоит из тех, кто просто занял выжидательную позицию и предпочитает наблюдать за схваткой, не высказывая собственного мнения. Власть приписывает им поддержку Александра Лукашенко, а протестующие верят, что они за Тихановскую. Наконец, есть и самые искренние сторонники президента, которых, однако, сама власть не сумела поднять.

К сожалению, сделать качественный и количественный анализ этих разнообразных групп возможности не представляется, как минимум из-за отсутствия эмпирических данных. Однако, по нашему скромному мнению, всё-таки преобладает прослойка неопределившихся, и именно в этом человеческом торфе тлеет протест, который то возгорается с новой силой, то медленно затухает.

Если же говорить о тех, кто выходит на улицы, то в этом случае работает простая закономерность: революции делают не самые обездоленные, кто в большей степени занят вопросом ежедневного выживания, а представители среднего класса. Именно поэтому сравнительно благополучное население столицы оказывается наиболее протестно настроенным и мобилизованным.

В этом смысл легко объяснимо, почему уже после двух недель проведения массовых акций, выступления сжались до пределов Минской кольцевой автодороги и ближайших пригородов столицы.

Таким образом, основным фундаментом и опорой белорусского майдана является зажиточный средний класс крупных городов, хотя и эта группа может быть разделена на вышеперечисленные страты. Среди среднего класса наиболее активными являются представители интеллигенции, журналисты и айтишники – традиционно оппозиционно и прозападно настроенная часть общества.

Zviestki.info

 Последние новости Беларуси и мира