Сможет ли Байден перезагрузить отношения США и ЕС?

Сможет ли Байден перезагрузить отношения США и ЕС?

В понедельник, 23 ноября, председатели Еврокомиссии и Евросовета пригласили Джо Байдена в Брюссель с предложением обсудить вопросы восстановления сильного альянса ЕС и США. Кроме того, страны Европы в первых рядах поздравили демократа с победой на президентских выборах, а глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что президентство Байдена станет “новым началом” европейско-американского партнерства.

Однако прежде, чем ответить на вопрос, что ждет Брюссель с приходом Байдена в Овальный кабинет и сможет ли новый президент наладить отношения с Евросоюзом, необходимо вспомнить краткую историю американо-европейских отношений. Такой подход позволит отмести лишние вопросы и понять специфику взаимодействия двух политических образований, которые никогда не были равноправными и, несмотря на идеологию, какими-либо по-настоящему демократическими.

Долгое время США воспринимались европейским политическим истеблишментом в качестве одной из британских колоний, “Новый свет”, а в дальнейшем – как альтернатива “старому европейскому порядку”. При это европейцы всегда смотрели на новое государственное образование как-то свысока, не скрывая высокомерия и снобизма. Однако никто и никогда не пытался отрицать родственную связь Европы и США, потому что 95% будущих американцев были европейцами.

Осознание США в качестве потенциального геополитического конкурента появилось относительно недавно, тем более, что и сами американцы долгое время придерживались политики внешнего изоляционизма. Реальный статус американцев был признан только после Первой мировой войны, когда была сформирована Версальско-Вашингтонская система миропорядка, но и тогда европейцы продолжали считать себя выше, чем их заокеанские коллеги.

Примирение с американским превосходством произошло после Второй мировой войны, когда оспаривать лидерство Штатов над европейскими странами стало просто  невозможно. “Старый мир” оказался включен в зону американского влияния, проявившегося в таких блоках, как НАТО и ЕЭС/ЕС. Неслучайно именно США поддержали первые интеграционные идеи в Европе, а также выступили за создание группы сотрудничества в объединении угля и стали.

В 1990 г. США и ЕЭС приняли Атлантическую декларацию, которой был подтвержден общий исторический путь, основанный на тесных политических и экономических связях. При этом сразу же стало понятно, что Европа в этом условном союзе рассматривается исключительно в качестве геополитического инструмента для утверждения американской гегемонии, а значит не является равным партнером и теряет собственную политическую субъектность.

В условиях Холодной войны, геополитического столкновения двух антагонистических полюсов, насаждающееся блоковое мышление позволяло поддерживать европейское единство, которое удачно представляли в качестве еще одного столпа евроатлантической солидарности. Однако после крушения СССР и резкого наращивания европейского военно-политического и экономического потенциала, европейское единство быстро начало трещать по швам.

Европа получила колоссальные ресурсы и даже не могла рассчитывать на такой подъем, а невиданные ранее успехи заставили европейские страны задаться вопросом о собственной миссии по “демократизации” региона. Брюссель восстановил собственную субъектность и опять начал осознавать себя в качестве полноценного глобального игрока, причем американцы, в представлении Европы, снова оказались на одном уровне с жителями “Старого мира”.

С тех пор главной задачей администрации любого американского президента, несмотря на ожидания Брюсселя, является подчинение Европы. Трамп всегда действовал в этом открыто, пытаясь заставить европейцев заплатить за обеспечение их военной безопасности со стороны США. Более того, именно благодаря президентскому сроку Трампа Брюссель избавился от розовых очков и наконец-то увидел, как американцы относятся к своим союзникам.

Теперь же европейцы наивно полагают, что правление Джо Байдена сможет внести коррективы в американо-европейские отношение и, хотя бы, снизить давление на Брюссель в сфере оборонки. Однако нет совершенно никаких оснований думать, что при демократической партии изменятся геополитические императивы США. Наоборот, мы прекрасно знаем, что независимо от администрации президента Америка всегда сохраняет внешнеполитический вектор.

Zviestki.info

 Последние новости Беларуси и мира