Как пандемия коронавируса разрушила иллюзию европейской идентичности и поставила под угрозу евроинтеграцию

Как пандемия коронавируса разрушила иллюзию европейской идентичности и поставила под угрозу евроинтеграцию

2020 год стал настоящим испытанием для стран-участниц Евросоюза, и основную роль в этом сыграла пандемия коронавируса. Однако она стала всего лишь катализатором для активизации давно существующих региональных процессов. Неожиданный эпидемиологический вызов подсветил накопившиеся проблемы, которые долгие годы требовали адекватных решений, но по разным причинам оставались на заднем плане.

Учитывая тот факт, что в последнее время именно коронавирус диктовал государственную политику большинства стран мира, он необратимо усилил те тенденции, которые уже проглядывались в европейском обществе. Речь, конечно, идет о таких направлениях как цифровизация, атомизация общественных связей, социальная отчужденность и разобщенность. Кроме того, пандемия коронавируса поставила под большой вопрос саму европейскую идентичность.

В условиях обострившейся борьбы с вирусом стало понятно, наднациональный уровень Евросоюза банально неспособен быстро и эффективно отреагировать на существующие вызовы. Стало понятно, что никакого единого центра принятия решений не существует, а европейская идентичность основывается на совокупной позиции стран-участников проекта. Так, наднациональные институты не могли выработать общий план действий фактически до марта 2020 года.

Да, во второй половине марта Еврокомиссия смогла сформировать рабочую группу по противодействию пандемии коронавируса, но реализация выработанной дорожной карты, ровно, как и первые шаги по восстановлению экономики, опять же были приняты с серьезным запозданием. При этом страны-участницы Евросоюза, выражая национальные интересы, никак не могли согласовать принятие коммунитарного бюджета, обсуждая детали вопроса четыре дня.

Таким образом, несмотря на якобы единое европейское пространство, наднациональный уровень так и не смог взять на себя контроль над непосредственной реализацией борьбы с коронавирусом. Кроме того, официальный Брюссель в очередной раз продемонстрировал собственную зависимость от крупных международных акторов. Например, Еврокомиссия разрабатывала собственные планы борьбы с коронавирусом на основании рекомендаций ВОЗ.

В этом смысле больше не остается иллюзий, что наднациональные европейские институты всего лишь пытаются выполнять функцию арбитров интеграции. Они стремятся вырабатывать и утверждать общую социально-экономическую и политическую повестку, но само европейское пространство не является таким монолитным, как нам его пытаются продемонстрировать. Взять, например, Польшу и Венгрию, которые просто взяли и заблокировали европейский бюджет.

Пандемия коронавируса не только подсветила давно накопившиеся противоречия, но и укрепила дезинтеграционные процессы в Евросоюзе. Сегодня перед Брюсселем стоит вопрос: насколько члены интеграционного проекта готовы идти на компромисс, проявлять солидарность, в том числе для сохранения наднациональной европейской идентичности? Объективная реальность оказалась куда хуже радужных представлений о единстве, равенстве и братстве.

Источник фото: Zik.ua

Zviestki.info

 Последние новости Беларуси и мира