Экономика високосного года: российский кредит пришелся кстати

Экономика високосного года: российский кредит пришелся кстати

Закредитованность Беларуси постепенно увеличивается, в том числе более чем в 2 раза с 2012 года выросла задолженность перед Россией. О текущей ситуации – колумнист Sputnik Александр Шпаковский.

Правительство России одобрило проект соглашения о предоставлении Беларуси кредита на 1 миллиард долларов США в 2020-2021 годах. По имеющейся информации, первый транш в размере 500 миллионов долларов поступит в бюджет нашей страны до конца текущего года.

О «правильных» и «неправильных» кредитах

Сам факт получения официальным Минском кредита от России вызвал весьма нервную реакцию в эмигрантских центрах белорусской оппозиции, одна из лидеров которой, экс-кандидат Светлана Тихановская, ранее заявляла, что «эти деньги будет отдавать Лукашенко, а не граждане». Примечательно, что пионеры цветных революций в разных государствах постсоветского пространства видят «кабалу» и «угрозу национальной безопасности» исключительно в финансово-кредитном сотрудничестве с Россией, в то время как если речь идет об МВФ, Всемирном Банке или просто западных странах, то займы буквально выпрашиваются на любых условиях и принимаются с услужливой улыбкой на устах.

Вспоминается анекдотичная история из Молдовы, когда в первой половине текущего года, несмотря на обвал национального ВВП примерно на 7% и прогнозируемый дефицит бюджета, прозападная оппозиция через Конституционный Суд заблокировала получение российского кредита, а уже в ноябре глава правительства Ион Кику заявил, что сотрудничество с МВФ «критически важно» для экономики страны. При этом еще в начале года молдавский премьер был настроен несколько иначе и утверждал, что Кишинев «может прекратить сотрудничество с МВФ и ЕС, если их требования будут противоречить молдавским интересам». Сейчас под влиянием ряда факторов позиция поменялась на 180° и для получения кредита от МВФ молдавское правительство внесло в парламент законопроект, фактически выводящий Национальный банк из государственного подчинения.

Похожая ситуация и на Украине, где президент Владимир Зеленский еще в марте этого года ясно и понятно охарактеризовал суть отношений Киева с международными финансовыми структурами: «Никто не хочет дефолта, поэтому мы рассчитываем продолжить сотрудничество с МВФ».

И надо сказать, что векселя по этому «сотрудничеству», вопреки рекомендациям Тихановской, оплачивают не Зеленский и постоянно меняющиеся министры украинского правительства, а именно граждане, так как тарифы ЖКУ, повышения которых в обязательном порядке требует Фонд, в последние годы выросли многократно. В текущем году Украина должна выплатить внешним кредиторам порядка $17 миллиардов, из которых $3,9 миллиарда составляют проценты, а соотношение долга к ВВП превышает 50%.

Долг платежом красен

В современном мире победившего капитализма спасение утопающих чаще всего является делом самих утопающих, поэтому отношения зарубежных стран с МВФ и стенания отечественных политических эмигрантов представляются не столь важными в сравнении с реальными условиями белорусско-российского финансово-кредитного сотрудничества.

Касаемо текущего кредита отметим, что речь идет о государственных средствах РФ и заем предоставляется Беларуси двумя траншами по $500 миллионов в 2020 и 2021 году. При этом условием выделения денежных средств является отсутствие каких-либо задолженностей перед Россией и Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР) на даты перечисления каждого транша, а погашать долг по предоставленному кредиту Беларусь начнет с 2026 года.

На сегодня у Беларуси наличествуют кредитные обязательства перед Россией на сумму порядка $7,5 миллиарда, а также примерно $2,5 миллиарда перед ЕФСР, однако наша страна не имеет просроченной задолженности и характеризуется российским правительством как «ответственный заемщик».

К примеру, из общей суммы кредитов в $5 миллиардов, выделенных Минску в 2011 году по линии ЕФСР, Беларусь к настоящему моменту погасила более $2,5 миллиарда. Всего в 2020 году Беларусь выплатила по долговым обязательствам порядка $3,9 миллиарда, а внешний долг нашей страны составляет около $18 миллиардов, что не превышает принятых в международной практике критериев так называемого «безопасного уровня» в 35% от национального ВВП, при котором государство своевременно и в полном объеме может выполнять свои долговые обязательства.

Вместе с тем беспокоит тот факт, что закредитованность Беларуси постепенно увеличивается, в том числе более чем в 2 раза с 2012 года выросла задолженность перед Россией. При этом большая часть государственных заимствований направлялась не столько на развитие перспективных проектов, сколько на поддержание платежного баланса и реструктуризацию уже существующих долгов.

Отметим, что в тяжелом «ковидном» 2020 году падение экономики Беларуси составит около 1%, что значительно ниже, чем в соседних государствах, странах ЕС и в мире в целом. Однако сильные экономики Великобритании или Франции могут пережить снижение ВВП на 8-11%, также как и для России обвал в 3,5% является неприятным, но не смертельным явлением.

В то же время для государств с небольшой экономикой и ограниченным доступом к кредитным ресурсам коронакризис произвел эффект своеобразного цунами. И российский кредит, выделенный на достаточно адекватных условиях, пришелся очень кстати и укрепил экономику нашей страны. Другой вопрос, что для дальнейшего развития Беларуси мало удержаться от падения, необходимо выйти на устойчивый рост, что по ряду внешних и внутренних причин не удается сделать в последние годы.

Источник фото: imhoclub.by

В тексте использованы материалы: sputnik.by

 Последние новости Беларуси и мира