Союзное государство: от деградации к ускорению интеграционных процессов и обратно

Союзное государство: от деградации к ускорению интеграционных процессов и обратно

В декабря 2020 года исполнился 21 год со дня подписания Договора о Союзном государстве Беларуси и России. За это время интеграционные процессы затухали и усиливались, а между нашими государствами возникали новые и решались старые противоречия. В каком состоянии находится проект сегодня и когда, наконец, мы сможем увидеть его полноценную реализацию?

Изначальное Договор предполагал собой модель отложенной интеграции. Стороны пришли к согласованному мнению, что сначала они должны решить насущные двусторонние вопросы: урегулирование цены на энергоносители, общий рынок товаров и услуг, сотрудничество в сфере безопасности, а только потом начать объединение. Союзное государство откладывали на лучшие времена, когда все будут готовы.

Необходимо отметить, что на первом этапе действительно были созданы общие наднациональные органы, предусмотренные Договором – Постоянный Комитет Союза, Парламентское Собрание, общий Совет Министров. Однако в плане практической реализации они оказались второстепенными, во многом формальными и декоративными. Реальное развитие отношений так и осталось в состоянии заморозки.

Несмотря на это, Россия продолжила оказывать Беларуси значительную экономическую поддержку: финансовые займы, крупные инвестиции в промышленный сектор, скидки на углеводороды. Так, если верить статистике МВФ, общая сумма поддержки белорусской экономики со стороны России за период 2005-2015 годов насчитывала 106 миллиардов долларов. Но в 2015 году логика Москвы несколько изменилась.

Дело в том, что в этот период произошло резкое падение мировых цен на нефть, а это привело к отсутствию сверхприбылей. В новых условиях стало гораздо сложнее дотировать экономики союзников из стран ближнего зарубежья, поэтому российская внешняя политика была отчасти “прогматизирована”. Москва стала жестче ставить условия по поводу цены на нефть и газ для Беларуси, что и закончилось конфликтом.

Кремль четко обозначил свою позицию – Минск может рассчитывать на более выгодные цены, но только в случае создания общего энергетического рынка. Белорусские власти, возможно, и были бы согласны на такой шаг, но для этого нужно было создать общий эмиссионный центр, ввести единую систему налогообложения, организовать совместную работу таможенной службы, а также судов и Счетной палаты.

Почему Беларусь отказалась двигаться в этом направлении? По одной причине – Минск всегда был против любого увязывания экономических вопросов с элементами политической интеграции. В качестве ответа на изменение российской позиции белорусское руководство стало проводить диверсификацию энергетических рынков, пытаясь снизить зависимость от российских углеводородов и обезопасить свою энергетику.

Параллельно с этим усилилась и политическая многовекторность – Беларусь начала активно искать любые точки соприкосновения с коллективным Западом, и в каких-то моментах это ей удалось. Например, именно Минск стал официальной площадкой для переговоров по урегулированию украинского кризиса, а в качестве гостя на территорию Беларуси даже прибыл Государственный секретарь США Майк Помпео.

Союзное государство 2.0

Новая надежда на оттепель и интенсификацию интеграционных процессов в рамках “Союзного государства” появилась после президентских выборов 2020 года. Массовые акции протеста на улицах белорусских городов сильно подорвали сотрудничество Минска и Запада. От официальной площадки для переговоров республика быстро перешла в статус оплота диктатуры, который необходимо срочно реформировать.

Постэлекторальный период оказался для белорусской власти настоящим холодным душем и какое-то время казалось, что Минск отказался от многовекторности. Обвинив западных партнеров в попытке организации госпереворота, что справедливо, Александр Лукашенко стал наращивать связи с Москвой: совместные военные учения, строительство космодрома “Восточный”, переориентация грузопотоков в Россию.

Кроме того, белорусская сторона даже подписала договор о взаимном признании виз с Россией… Все говорило о том, что в двусторонних отношениях между двумя странами наступил “ренесанс”. Однако если всмотреться в происходящие процессы более пристально, то мы обнаружим, что все события вписываются в уже созданный экономичеcкий, таможенный и военный союз, а ничего сверх уже существующего нет.

Несмотря на враждебную политику Запада, а также на то, что Россия в трудным момент прикрыла белорусской власти спину, развития в плане политической интеграции так и не произошло. Не видно и признаков, которые могли бы свидетельствовать о желании Минска пойти на такого рода шаги в ближайшем будущем. Наоборот, Александр Лукашенко дал четко понять, что многовекторность будет продолжаться.

Таким образом, в 2020 году проект Союзного государства Беларуси и России прошел в своем развитии несколько этапов: деградации двусторонних отношений и уход на Запад; острый социально-политический кризис; разрыв отношений с Западом; оттепель и поиск вариантов сближения с Москвой; стабилизация социально-политической обстановки; возврат к поиску вариантов сотрудничества с Западом.

Zviestki.info

 Последние новости Беларуси и мира