Как попытка госпереворота в Беларуси повлияла на безопасность Восточной Европы

Как попытка госпереворота в Беларуси повлияла на безопасность Восточной Европы

Балтийский регион всегда был важен для сохранения мира в Европе. Сначала через эту территорию пролегал так называемый железный занавес “холодной войны”, затем, после временной деэскалация, линия соприкосновения коллективного Запада и России сместилась на Восток. Этот географический сдвиг был связан с присоединением стран бывшего социалистического блока к военно-политическому альянсу НАТО. Однако по сравнению с периодом “холодной войны” роль малых государств Балтии значительно возросла и сегодня они оказываются куда больше влияния на положение дел в регионе, иногда повышая, а иногда снижая напряженность между сторонами.

Новая роль малых государств Балтийского региона стала особенно заметна после 2014 года, когда события в Крыму и на Донбассе показали полную несостоятельность системы европейской безопасности. С тех пор сформировалось две противоположные модели поведения, которые демонстрирует Беларусь, с одной стороны, и страны-участницы НАТО Польша, Литва, Латвия и Эстония, с другой. Если наша страна выступает за снижение уровня напряженности и повышение региональной стабильности, то участники Альянса, наоборот, постоянно пытаются повышать ставки, пытаясь сосредоточить внимание заокеанского партнера на искусственно сконструированной угрозе, исходящей, по их мнению, со стороны Союзного государства.

Специально для этих целей странами Балтии была разработана идеологическая подпорка, с помощью которой лидеры Восточной Европы пытаются убедить Брюссель и Вашингтон, что от России исходит военная угроза. В рамках этой идеологии, которая неизбежно ведет к росту напряженности, любые заявления или действия Москвы всегда интерпретируются в качестве враждебных. Взять, например, реакцию на совместные учения «Запад-2017», проводимые Союзным государством. Официальные комментарии и ведущие СМИ в странах Балтии говорили, что российские войска либо навсегда останутся на территории Беларуси, либо воспользуются военные учениями, как прикрытием для полномасштабного вторжения.

Понятно, что все эти опасения оказались беспочвенными, а российские войска вернулись домой. Но этот прецедент оставил горький осадок и усилил недоверие между сторонами. При этом нужно понимать, что страны Балтии выбрали такой подход к выстраиванию двусторонних отношений сугубо по рациональным причинам. Дело в том, что поддерживая региональную напряженность, лидеры этих стран рассчитывают получить дополнительные ресурсы в виде увеличения военной помощи и физического присутствия на своей территории войск НАТО. И действительно, после саммитов 2014 и 2016 годов руководство НАТО приняло решение развернуть дополнительные многонациональные вооруженные силы в Литве, Латвии и Эстонии.

С другой стороны, будучи как союзником России в рамках договора о Союзном государстве, так и по Организации Договора о коллективной безопасности, Беларусь еще в 2014 году выбрала альтернативный путь развития. Белорусские власти и белорусское общество рассматривают рост военно-политической напряженности в регионе не как преимущество и возможность выторговать для себе побольше ресурсов, а как риск, и поэтому действуют в контексте интересов снижения этой напряженности. Кроме того, официальный Минск неоднократно призывал и другие страны Балтийского региона присоединиться к нему в этом устремлении, но до сих пор ни одно из государств белорусские намерения так и не поддержало.

В отличие от стран Балтии, логика Минска имеет не только рациональную, но и эмоциональную основу. В белорусском обществе глубоко укоренилась историческая память о разрушениях и огромных человеческих жертвах, вызванных Великой Отечественной войной. В обществе существует четкое понимание того, что дальнейший рост напряженности между Россией и Западом неизбежно превратит территорию Беларуси в прифронтовую зону, что только усугубит проблемы безопасности страны и потенциально приведет к новым человеческим жертвам. В этом смысле позиция Беларуси куда более ответственна и человечна, чем та хищническая политика, которая, к сожалению, сегодня реализуется лидерами стран Восточной Европы.

В попытке разрядить напряженность в регионе Беларусь старается быть открытой в вопросах безопасности, например, приглашая наблюдателей из НАТО и большинства стран Балтийского региона на белорусскую часть учений «Запад-2017». Кроме того, когда Соединенные Штаты вышли из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), именно руководство Беларуси заявило, что готово и далее соблюдать договор, и призвало другие страны региона ввести мораторий на производство и развертывание соответствующих образцов вооружения. А самая масштабная и амбициозная инициатива Минска – это Хельсинки 2: широкий диалог по вопросам международной безопасности в условиях подорванной стратегической стабильности.

Кризис, возникший в Беларуси после президентских выборов в августе 2020 года, в очередной раз осложнил положение дел в Балтийском регионе. Польша и Литва в очередной раз стали европейским авангардом в борьбе против президента Беларуси Александра Лукашенко и Союзного государства. Тем временем официальный Минск справедливо обвинил Вильнюс и Варшаву (а вместе с ними и весь коллективный Запад) в целенаправленной поддержке организации так называемого “беломайдана”. Понятно, что в этих условиях не может быть и речи о каком-либо повышении доверия или безопасности в Балтийском регионе, и похоже, что совсем скоро нам придется вновь садиться за стол переговоров по демилитаризации Восточной Европы.

Источник фото: Известия

Zviestki.info

 Последние новости Беларуси и мира