Предварительные итоги VI Всебелорусского народного собрания (ВНС)

Предварительные итоги VI Всебелорусского народного собрания (ВНС)

Вот и подошло к своему финалу VI Всебелорусское народное собрание (ВНС), мероприятие, которое ждали как сторонники, так и противники президента Беларуси Александра Лукашенко. Первые говорили, что ВНС станет катализатором для выхода из политического кризиса. Вторые же уповали, что собрание продемонстрирует нелегитимность действующей власти и спровоцирует протесты.

В конечном итоге, пожалуй, ни одна из сторон не была полностью удовлетворена результатом. Да, в рамках ВНС белорусские власти сумели дать ответы на вопросы, как они воспринимают события, происходившие в республике в последние месяцы, и как выглядит будущее страны в ближайшую пятилетку, но можно ли это назвать подлинным устранением тех противоречий, которые вызвали массовые акции протеста в августе?

Оценка событий последних месяцев, озвученная главой государства во время проведения Собрания, была жесткой и бескомпромиссной. Как справедливо отметил Лукашенко, кризис является попыткой государственного переворота, спровоцированного внешними силами. Тем не менее белорусское общество является цельным и монолитным, поэтому оно выстояло. Пока выстояло, допустил оговорку президент.

О чем это может свидетельствовать? Как минимум, что в ближайшее время в республике будет продолжаться процесс мобилизации и так называемого закручивания гаек. Вместе с тем понимать это нужно не в том ключе, что власть будет стараться притеснять права белорусов или нарушать их свободы, а что в обозримом будущем не стоит рассчитывать на экономическую или политическую либерализацию страны.

Такая политика являет закономерным ответом на попытки коллективного Запада изменить геополитическую ориентацию республики, включив Беларусь в систему глобального капитала. Понятно, что реализация сценария Запада приведет к тому, что основные экономические активы будут приватизированы и распроданы в пользу западных монополий и транснациональных корпораций, чего Лукашенко допустить не хочет.

Кроме того, глава государства обрушился на представителей нелояльного бизнеса, выступивших с поддержкой протестующих во время несанкционированных митингов. Это естественным образом говорит о том, что государство намерено сохранить контроль над командными высотами в экономике и будет делать ставку исключительно на политически лояльных представителей предпринимательской среды.

В этом смысле мы говорим о завершении периода относительно экономической оттепели, продлившегося для президентских выборов 2020 года. Массовые акции протеста, спровоцировавшие внутреннюю нестабильность, а также внешнее давление со стороны Брюсселя и Вашингтона вызвали новую волну заморозков, и на Всебелорусском народном собрании (ВНС) это было обозначено вполне конкретно.

Что касается вопросов внешней политики Беларуси, то этот блок выступления был куда более интересным и насыщенным, чем остальные. С одной стороны глава государства не стал отказываться от действующей политики многовекторности. С другой – из его слов было совершенно очевидно, что прежней многовекторности, построенной исключительно на заигрывании с коллективным Западом, больше не будет.

Во время выступления президента Лукашенко прозвучало слишком много антизападных выпадов, которые в своей сути сводились к обвинениям США, Евросоюза и Прибалтики в попытках вмешательства во внутренние дела Беларуси. Параллельно с этим, что ранее не было типично, много хорошего было сказано в адрес России, союзническая поддержка которой была оценена белорусской властью по достоинству.

Однако кроме общих и обтекаемых формулировок прозвучали некоторые весьма неожиданные заявления. Так, например, действительно неожиданными стали слова об окончательном решении перенаправить белорусские грузовые потоки с портов стран Балтии, отметившихся масштабной как финансовой, так и морально-психологической поддержкой белорусской оппозиции, в порты Ленинградской области России. 

Огорошило и выступление главы МИД Беларуси Владимира Макея, который вдруг заговорил о необходимости пересмотреть норму Конституции, гарантирующую стремление Беларуси к нейтральному статусу. По словам главы внешнеполитического ведомства, который и является основателем белорусской концепции многовекторности, в сложившихся условиях традиционный нейтралитет больше невозможен.

Всё это, конечно, не может не радовать российскую сторону, но можно ли говорить о глобальных переменах в стратегическом планировании? Об этом говорить трудно, потому что такого рода заявления могут оказаться всего лишь ситуативными шагами, направленными на стабилизацию внутриполитической обстановки. Тем не менее, очевидно одно: власть подтвердила намерение игнорировать оппозицию и играть по своим правилам.

 Последние новости Беларуси и мира