Бойкот БелАЭС обернулся многомиллионными убытками для Литвы

Бойкот БелАЭС обернулся многомиллионными убытками для Литвы

Борьба с Белорусской атомной электростанцией (БелАЭС) обернулась для Вильнюса нелепым экономическим конфузом: утвержденная Латвией и Эстонией новая методология торговли электроэнергией с третьими странами не ограждает Прибалтику от «опасного» электричества и способствует росту тарифов в Литве. Глава литовского Минэнерго Дайнюс Крейвис обещает исправить ситуацию, но то же самое он говорил и полгода назад. А воз и ныне там.

«Пока нет трехсторонней договоренности между странами Балтии в отношении правил торговли электроэнергией из третьих стран, страдает не только наша безопасность, но и рынок электроэнергии ЕС, — сказал на днях министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис. — Мы неоднократно заявляли, что действующая методика не препятствует поступлению электроэнергии, произведенной на Белорусской АЭС, на рынок стран Балтии. Однако сейчас становится ясно, что это искусственно повышает цены на электроэнергию в Литве и искажает рынок электроэнергии ЕС».

По словам Крейвиса, на литовско-латвийском соединении возникает разница между фактической и заявленной мощностью потока электроэнергии. Из-за этого цены на электричество в соседних республиках сильно разнятся. В марте, к примеру, разница доходила до 20 евро за мегаватт-час.

Для полноты картины процитируем также гендиректора компании, являющейся оператором литовской системы передачи электроэнергии Litgrid Рокаса Масюлиса: «Официально коммерчески электроэнергия поступает из Латвии в Литву, таким образом, без нужды резервируются мощности линий, соединяющих страны, хотя физически электроэнергия просто попадает напрямую из Беларуси в Литву. По причине этой искусственной резервации сокращаются возможности импорта электроэнергии Литвой из Финляндии и Эстонии, поэтому цена на нее в Литве, по сравнению с Латвией и Эстонией, выше».

Как понимать эти слова? Сейм Литвы несколько лет назад принял так называемый антиостровецкий закон. Он запрещает импортировать электроэнергию из третьих стран, эксплуатирующих «небезопасные» атомные электростанции. Иными словами, Литва сама себе запретила закупать белорусское электричество после запуска БелАЭС. И сама же решила не выполнять этот закон.

Дело в том, что физический поток электроэнергии из Беларуси не был остановлен.

Литва просто перенесла торговлю в соседнюю страну — на Рижскую биржу. Разделила коммерческий и физический потоки, как выражался бывший министр энергетики Жигимантас Вайчюнас: «Торговля с Россией и Беларусью до сих пор проходила через литовско-белорусский “срез”. Электроэнергией торгуют на бирже. После запуска Островца этот “срез” обнулили, торговли нет, ее перенесли на латвийско-российскую границу, где торгуют российской электроэнергией. Самое главное, что коммерческий и обычный потоки живут разной жизнью».

Понятно, что на разнице между этими потоками кто-то неплохо зарабатывает. Теперь же выясняется еще один любопытный факт. Поскольку по документам Литва получает белорусское электричество из Латвии, для него нужно резервировать соответствующие мощности на границе между двумя странами.

Использовать их для перетоков из Эстонии и Финляндии нельзя. В результате в Литве возникает искусственный дефицит электроэнергии.

Если бы за «достижения» в сфере энергетики вручали Нобелевскую премию, авторы этой схемы были бы явными фаворитами. С одной стороны, Литва переплачивает за белорусское электричество, закупая его через латвийских посредников. С другой — резервирует мощности для несуществующих потоков электроэнергии, из-за чего цены снова ползут вверх. Антиостровецкое законодательство не выполняется, народ Литвы несет бессмысленные убытки. Браво!

В тексте использованы материалы: rubaltic.ru

 Последние новости Беларуси и мира