Значение переговоров Россия-США для разрешения белорусского кризиса

Значение переговоров Россия-США для разрешения белорусского кризиса

Одной из важных тем, затронутых во время недавнего саммита Россия-США в Женеве, оказалась ситуация в Беларуси и защита государственного суверенитета в контексте вмешательства третьих стран во внутриполитические процессы независимых государств. Так, российская сторона в лице главы МИД Сергея Лаврова подчеркнула недопустимость любых форм ограничения права народа на определение собственной судьбы, в соответствии с присущими ему традициями и ценностями.

К сожалению, как в последствии отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, стороны разошлись в позициях по белорусскому вопросу, причем так сильно, что пытаться сблизить их не имеет никакого смысла. Тем не менее, тема Беларуси была упомянута на пресс-конференции, причем не “мазком”, как это было в случае с Украиной, а полноценно. Это говорит только о том, что тема была поднята одной из сторон, а может быть и вовсе занимала отдельное место в повестке дня, что важно для Минска.

О чем могли говорить стороны?

Хорошо известно, что одной из главных красных линий для Кремля на территории постсоветского пространства является насильственная смена власти в соседних с Россией государствах. Одним из таких государств, где во время последних президентских выборов была осуществлена попытка госпереворота, является Беларусь. Поэтому очевидно, что Россия выступала с позиции осуждения поддержки протестной активности из-за рубежа, а США пытались натянуть сову на глобус, сообщая о демократической воле народа.

Возможно, с американской стороны поднималась тема с самолетом, и было сказано, что американцы считают это недопустимым. Однако точно сказать, что конкретно озвучили стороны, нельзя. Но в случае с Россией можно обратиться к заявлению Дмитрия Пескова, который публично заявил, что у Москвы на этот существует свой взгляд. Скорее всего, речь шла о белорусском суверенитете и о праве белорусского руководства в рамках собственного суверенитета решать какие-то вопросы, связанные с собственной безопасностью.

Как оценить результаты переговоров?

Если говорить о каких-либо результатах в контексте белорусского вопроса, то скорее всего никаких жестких договоренностей между сторонами принято не было. Такая позиция кажется адекватной реальности не только из-за временных ограничений переговорного формата, но и в силу кардинально противоположных установок двух стран. С другой стороны, Москва дала явно понять, что постсоветское пространство – это сфера влияния России, в которую США не должны вмешиваться, а Минск союзник Москвы и играет особую роль.

Означает ли это, что США и их союзники по коллективному Западу перестанут оказывать давление на Беларусь? Нет, но это означает, что в случае острой необходимости белорусское государство может рассчитывать на поддержку Москвы. Пожалуй, даже такие итоги можно считать оптимистичными для Минска, особенно с учетом того, что во время острой фазы кризиса, выпавшей на августа 2020 года, именно поддержка со стороны России во многом помогла удержать ситуацию и сохранить государственный суверенитет.

 Последние новости Беларуси и мира