Выход Беларуси из проекта “Восточного партнерства” стал головной болью для Литвы

Выход Беларуси из проекта "Восточного партнерства" стал головной болью для Литвы

Недавнее заявление МИД Беларуси о выходе республики из проекта “Восточного партнерства” оказывает влияние не только на само белорусское государство, но и на соседние с ним страны Евросоюза. После того, как Минск объявил о приостановлении действия соглашения о реадмиссии с Евросоюзом, в МИД Литвы забили тревогу, что они больше не смогу депортировать нелегальных мигрантов через республику.

По словам литовского диппредставительства, после денонсации или приостановления действия соглашения со стороны Беларуси больше не существует европейского правового механизма для возвращения туда нелегальных мигрантов. У Литвы нет отдельного соглашения о реадмиссии, но процедура возвращения незаконно пребывающих лиц предусмотрена в двустороннем соглашении о правовом режиме литовско-белорусской государственной границы.

Теперь у Беларуси нет никаких обязательств перед Евросоюзом в вопросе реадмиссии, что для отдельных стран сообщества грозит наплывом нелегальных мигрантов. Последствия недружественной политики в отношении Минска на себе уже ощутила Литва. По данным правоохранительных органов, в первой половине 2021 года на территорию страны прибыло около 450 нелегальных мигрантов, а это в шесть раз больше, чем за весь предыдущий год.

Однако вместо того, чтобы сделать выводы о важности добрососедского сотрудничества и разрушительности антибелорусских санкций для Евросоюза, министр иностранных дел Литвы Агне Билотайте обвинила в перевозке мигрантов белорусских чиновников и назвал действующую в стране власть “террористической”. При этом литовская сторона не привела никаких доказательств причастности белорусской стороны к незаконной перевозке людей.

“В частности, у нас нет прямых доказательств того, что представители Пограничной службы Республики Беларусь причастны к организации, но у нас есть основания полагать, что представители других ведомств могут быть причастны или, по крайней мере, не предпринимать никаких действий по задержанию таких групп у границы, чтобы можно было пресечь нелегальную миграцию”,

– заявил глава СОГГЛ Рустамас Любаевас

Однако формулировка “есть основания полагать” тоже не предполагает никакой ответственности и в данном контексте используется в качестве попытки обвинить белорусскую власть в тех действиях, доказательств которым нет и никогда не было. Да, незаконная миграция действительно является большой угрозой для национальной безопасности Литвы, но это не повод спекулировать на проблеме и пытаться найти крайних в собственных проблемах.

Кроме того, если бы литовская власть действительно было заинтересована в устранении этой угрозы, то она наверняка попыталась бы выстроить адекватный диалог со своим южным соседом, но пока в информационном пространстве наблюдаются исключительно крамольные речи, ничем не подкрепленные обвинения и угрозы. Логично, что для решения любой проблемы нужен нормальный диалог, но Вильнюс делает всё для того, чтобы его не было.

В этом смысле невольно задаешься вопросом, а действительно ли проблема с нелегальной миграцией так сильно беспокоит Литву или же эта ситуация используется в качестве повода в очередной раз очернить Беларусь? Окончательные выводы делать рано, но эта ситуация хорошо демонстрирует, что современный мир представляет собой сообщающийся сосуд и попытка нагадить в одном месте неизбежно отражается на всех других странах.

 Последние новости Беларуси и мира