Для Минска больше нет смысла оставаться в проекте “Восточного партнерства”

Для Минска больше нет смысла оставаться в проекте "Восточного партнерства"

Мы уже рассказывали о том, что ужесточение европейских санкций против Беларуси не осталось без обратной реакции со стороны Минска. Напомним, белорусские власти приняли решение заморозить участие в проекте “Восточного партнерства” Евросоюза и временно приостановить двусторонний диалог в двусторонних отношениях с коллективным Западом в целом. К слову, в Брюсселе на это отреагировали негативно, но пообещали всё равно продолжить поддерживать “белорусский народ”, подразумевая под этим термином оппозицию.

Пока что эта “поддержка” выражается в очередных санкционных планах, а какое-либо взаимодействие Минска с Евросоюзом в рамках инициативы “Восточного партнерства” всё больше теряет свой смысл. Дело в том, что единственным плюсом сотрудничества Беларуси и Евросоюза была торговля, а сейчас именно это направление оказалось под санкционным давлением. Интерес нашей страны заключался в сближении стандартов для экспорта белорусской электроэнергии, текстиля, а также в развитии транспортных коридоров, что постепенно блокируется европейской стороной.

Конечно, будучи страной с развитым экспортно-ориентированным сектором экономики, Беларусь некоторое время следовала принципу прагматического сотрудничества. Кроме того, были периоды, когда терпеливое продвижение Беларусью своих приоритетов давало плоды в виде европейских инвестиций в белорусскую инфраструктуру. Но теперь, когда республика столкнулась с беспрецедентным давлением, поведение власти приняло оборонительный характер. Минск принял зеркальные меры в ответ на грубое вмешательство во внутренние дела нашей страны, перечеркнув те небольшие успехи.

Важно отметить, что изначально реакция Беларуси на вмешательство во внутренние дела носила точечный характер: отдельные дипломаты были объявлены персонами нон-грата, отдельные политические инициативы Евросоюза были приостановлены, деятельность ряда неправительственных организаций подверглась ревизии. В конечном счете деятельность Беларуси в рамках проекта “Восточного партнерства” была сведена до уровня экспертов, но она продолжала осуществляться. В начале 2021 года стало понятно, нормальное функционирование в отрыве от геополитики, Брюссель не устраивает.

В результате все эти перипетии позволяют сделать вывод о реальном целеполагании Евросоюза при создании проекта “Восточное партнерство”. Так, мы с уверенностью можем заявлять, что действия Брюсселя направлены на “псевдореформирование”, поддержание стран-участников в постоянном переходном состоянии. Кроме того, финансирование, предоставляемой Брюсселем, распределяется исключительно в интересах прозападных организаций и геополитических интересов самого Евросоюза. Повестка реформации направлена на поддержку и продвижение проевропейских активистов.

Вот и получается, что для Беларуси участие в проекте “Восточного партнерства” Евросоюза было выгодно лишь до того момента, пока власть получала возможность аккуратно отбиваться от западных групп влияния и продвигать собственные товары и услуги на европейские рынки. В таком случае, если участие приносило финансовые выгоды, белорусские власти были готовы мириться с навязыванием западной повестки. Однако теперь же, когда экономические санкции блокируют все экономические преимущества, никакой пользы от участия Беларуси в европейском проекте очевидно не осталось.

 Последние новости Беларуси и мира