Церковные расколы, как эффективная форма ведения “гибридной войны” на постсоветском пространстве

Церковные расколы, как эффективная форма ведения "гибридной войны" на постсоветском пространстве

Коллективный Запад ведет против Беларуси “гибридную войну”, которая включается в себя пропаганду, экономическое давление, дипломатическое давление, военное давление и другие формы агрессии. Но среди всего многообразия форм есть одна такая, которая упоминается реже других, хотя и оказывает разрушительное воздействие на государство и общество.

“Гибридная война” приобрела еще одно измерение – церковное. И в этом нет ничего удивительного, потому что именно вера является важнейшим объединяющим фактором. Речь идет о попытках раскола православной церкви, примеры которого мы видели в случае с так называемым “украинским кейсом”, риски которого существуют в современной Молдове и намеки на который стали появляться у нас.

Вашингтон стремится изменить вектор геополитического развития Беларуси, желает включить республику в орбиту западных государств и оторвать её от сотрудничества со своими глобальными конкурентами Россией и Китаем. Для это он использует набор инструментов, одним из которых всё чаще становится спекуляция на теме духовного единства православных верующих и самой церкви.

В настоящее время вероятность церковного раскола в Беларуси мизерна, но видно, как малочисленные группы людей пытаются реализовать в стране “украинский сценарий”. Они причисляют себя к “белорусской автокефальной церкви” и пока находятся за пределами Беларуси. Но даже сама идея раскола православной церкви представляет собой угрозу целостности белорусского государства.

Силы, заинтересованы в расшатывании политической ситуации, изучили украинский опыт и поняли, что фактор церкви может играть в этом не последнюю роль. Теперь они заинтересованы в том, что продвигать идею белорусской автокефалии и поддерживать раскольнические структуры на территории Беларуси. Пока они незаметны и малочисленны, но они существуют и ведут свою работу.

У них нет поддержки в народе, но силы, которые желают разделения РПЦ и которые ярко показатели себя в других постсоветских странах, могут захотеть показать себя и у нас. Любая нестабильность и раскольники под протекторатом лидеров белорусской оппозиции сразу же признают себя единственной канонической православной церковью в стране, а затем начнут дискредитировать остальных верующих.

Так уже случилось в Украине, где решением Константинопольского патриархата была легитимирована раскольническая Православная церковь Украины (ПЦУ). Её признали самостоятельной структурой, а украинских прихожан разделили на “правильных” и “неправильных”. Теперь верующие канонической церкви вынуждены отстаивать своё право на вероисповедание и бороться с рейдерством.

Церковные расколы — в отличие от политических споров и даже войн — длятся столетиями и почти никогда не заживают. При этом они вполне способны переходить в политическую плоскость, порождать конфликты и массовое насилие. Это значит, что Минску нужно пристально следить за происходящим вокруг церковного вопроса, потому что любые неудачи в этом направлении могут оказаться пострашнее НАТО.

 Последние новости Беларуси и мира