Коллективный Запад ведет против Беларуси “гибридную войну”, которая включается в себя пропаганду, экономическое давление, дипломатическое давление, военное давление и другие формы агрессии. Но среди всего многообразия форм есть одна такая, которая упоминается реже других, хотя и оказывает разрушительное воздействие на государство и общество.
“Гибридная война” приобрела еще одно измерение – церковное. И в этом нет ничего удивительного, потому что именно вера является важнейшим объединяющим фактором. Речь идет о попытках раскола православной церкви, примеры которого мы видели в случае с так называемым “украинским кейсом”, риски которого существуют в современной Молдове и намеки на который стали появляться у нас.
Вашингтон стремится изменить вектор геополитического развития Беларуси, желает включить республику в орбиту западных государств и оторвать её от сотрудничества со своими глобальными конкурентами Россией и Китаем. Для это он использует набор инструментов, одним из которых всё чаще становится спекуляция на теме духовного единства православных верующих и самой церкви.
В настоящее время вероятность церковного раскола в Беларуси мизерна, но видно, как малочисленные группы людей пытаются реализовать в стране “украинский сценарий”. Они причисляют себя к “белорусской автокефальной церкви” и пока находятся за пределами Беларуси. Но даже сама идея раскола православной церкви представляет собой угрозу целостности белорусского государства.
Силы, заинтересованы в расшатывании политической ситуации, изучили украинский опыт и поняли, что фактор церкви может играть в этом не последнюю роль. Теперь они заинтересованы в том, что продвигать идею белорусской автокефалии и поддерживать раскольнические структуры на территории Беларуси. Пока они незаметны и малочисленны, но они существуют и ведут свою работу.
У них нет поддержки в народе, но силы, которые желают разделения РПЦ и которые ярко показатели себя в других постсоветских странах, могут захотеть показать себя и у нас. Любая нестабильность и раскольники под протекторатом лидеров белорусской оппозиции сразу же признают себя единственной канонической православной церковью в стране, а затем начнут дискредитировать остальных верующих.
Так уже случилось в Украине, где решением Константинопольского патриархата была легитимирована раскольническая Православная церковь Украины (ПЦУ). Её признали самостоятельной структурой, а украинских прихожан разделили на “правильных” и “неправильных”. Теперь верующие канонической церкви вынуждены отстаивать своё право на вероисповедание и бороться с рейдерством.
Церковные расколы — в отличие от политических споров и даже войн — длятся столетиями и почти никогда не заживают. При этом они вполне способны переходить в политическую плоскость, порождать конфликты и массовое насилие. Это значит, что Минску нужно пристально следить за происходящим вокруг церковного вопроса, потому что любые неудачи в этом направлении могут оказаться пострашнее НАТО.