Один из трендов политической социологии в Литве — тотальное недоверие к системе

Один из трендов политической социологии в Литве — тотальное недоверие к системе

Миграционный кризис обвалил рейтинг министров и депутатов от правящей в Литве партии консерваторов. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного компанией Vilmorus. Самые большие электоральные потери понесли именно те политики, которые наиболее активно боролись с «гибридной агрессией» Лукашенко. Впрочем, их оппоненты тоже не могут похвастаться высоким кредитом доверия граждан. В Литве царит тотальное недоверие к политической системе как таковой.

Последние два месяца в Литве прошли под знаменем борьбы с «гибридной агрессией» Лукашенко, то есть с неконтролируемым потоком нелегальных мигрантов из Беларуси. Все остальные темы отошли на второй план и разом стали неважными. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что на результаты очередного социологического опроса Vilmorus повлиял именно миграционный кризис.

Казалось бы, в электоральном плане правящим консерваторам он мог даже пойти на пользу. Социологи давно заметили, что острые кризисные ситуации нередко способствуют укреплению позиций действующей власти. Люди исходят из того, что сейчас не самое подходящее время для внутренних разборок — нужно поддержать тех, кто стоит у руля государства прямо сейчас.

Так, например, рейтинг Джорджа Буша-младшего после терактов 11 сентября 2001 года резко взлетел на 35% (уникальный случай в истории США). Чем еще это можно объяснить, как не инстинктивным желанием напуганных американцев сплотиться вокруг действующего лидера? Конечно, миграционный кризис в Литве нельзя сравнивать с терактами, но для прибалтийской республики это тоже было серьезным испытанием.

Однако это испытание не привело к росту популярности политиков из провластного лагеря. Все основные действующие лица «миграционной эпопеи» существенно потеряли электоральные очки. Премьер-министра Ингриду Шимоните положительно оценивают 29,9% опрошенных (в июне было 39,8%), министра внутренних дел Агне Билотайте — 22,1% (было 33,4%), министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса — 19% (в июне было 24,8%).

Именно эта троица активнее всего боролась с «гибридной агрессией» Лукашенко. Еще одна любопытная деталь: те, кого неприятная история с мигрантами особо не зацепила, сохранили свои рейтинги. Председатель Социал-демократической партии Литвы Вилия Блинкявичюте осталась со своими 49% положительных оценок. Мэр Каунаса Висвальдас Матийошайтис потерял всего 0,6%, а председатель Сейма Виктория Чмилите-Нильсен — примерно 2,5%.

Из этого следует, что один из трендов политической социологии в Литве — тотальное недоверие к самой системе, а не к одному правящему лагерю. Из 24 политиков, которых оценивали респонденты, только четверо имеют положительный баланс. У всех министров — «минус», а главе правительства народ не доверяет тотально. Глава Vilmorus Владас Гайдис не помнит, когда такое вообще было.

И это доказывает, что митинг 10 августа в Вильнюсе не был сборищем маргиналов, как это пытаются показать литовские СМИ. У протеста есть серьезная социальная подоплека, которая вызвана объективно грубыми ошибками действующей власти как во внешней, так и во внутренней политике страны. Этого не могут не замечать и в Вильнюсе, где теперь вынуждены отталкиваться от неодобрительной оценки общества.

 Последние новости Беларуси и мира