Беларуси предстоит переосмыслить взаимоотношения между государством и гражданским обществом

Беларуси предстоит переосмыслить взаимоотношения между государством и гражданским обществом

Общественно-политический кризис в Белоруссии, который развернулся в 2020 году, привел к пересмотру отношения властей республики к институтам гражданского общества в стране. Значительная часть так называемых неправительственных и некоммерческих организаций (НПО и НКО) были названы агентами иностранного влияния, в результате чего началась их полномасштабная зачистка. Она коснулась тех структур, на которые ранее белорусские власти либо не обращали серьезного внимания, либо считали их деятельность относительно безопасной для государства.

Тем не менее неправительственные и некоммерческие организации, несмотря на то, что их использовали в качестве инструмента политической борьбы, выполняют ряд важных общественных функций и являются одной из составляющих нормального государственного функционирования. В этом смысле, если речь идет о переформатирования отношений государства и общества, вопрос контроля над деятельностью общественных структур, включая их ликвидацию, представляет собой непростую проблему для государства: как не уничтожить хорошее?

  • Значительная часть зарегистрированных организаций, в том числе и ликвидированных, занимается не только политической деятельностью, но и выполняют важные общественные функции: защита природы, вопросы гендерного равенства, правовая помощь, содействие профилактике и борьбе с наркоманией и алкоголизмом и так далее. Понятно, что если смести всё под одну гребенку, то под закрытие попадут и общественно важные организации. Их закрытие прямо или косвенно может ухудшить ситуацию по данным вопросам как минимум в краткосрочной перспективе.
  • Наиболее активными структурами гражданского общества в Беларуси на практике всегда являлись организации и инициативы, жившие за счет западных грантов. Однако их ликвидация не означает прекращение финансирования прозападного крыла белорусского общества, а лишь уход его в серую зону. Не факт, что в случае полной зачистки поляны органам государственного управления не будет сложнее контролировать действия участников данных структур, выявлять их связи с фондами ЕС и США, а также следить за финансовыми потоками, попадающими в страну.
  • Прогосударственные структуры, к которым можно отнести профсоюзы, молодёжные организации, в первую очередь Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), общественные организации, например «Белая Русь», и прочие в большинстве случаев не выполняют в полной мере возложенные на них задачи по продвижению в обществе государственной идеологии. Это означает, что после зачистки НКО и НПО в ряде сфер образуется определенный вакуум, который может быть заполнен все теми же прозападными инициативами, но уже под иными названиями.

Таким образом, можно констатировать, что проходящий сегодня процесс переформатирования гражданского общества Беларуси, в частности проработка проблемы функционирования НПО и НКО, тема крайне деликатная. Властям предстоит провести широкомасштабные изменения не только в структуре общественных организаций, но и сделать так, чтобы при исключении деструктивных факторов сохранились возможности для функционирования общественно полезных структур. Это потребует продолжительного времени, а также разработки четкого и идеологически выверенного плана.

Если об этом в контексте новой редакции Конституции, то в настоящее время однозначно неизвестно, будут ли включены в предлагаемый к обсуждению новый вариант Основного закона республики положения, меняющие структуру гражданского общества. Однако ясно одно: властям Беларуси крайне важно больше не допустить развертывания в стране агентурной сети иностранного влияния, чтобы не превратить республику в арену социально-политического конфликта по заказу извне и не повторить событий 9 августа 2020 года, когда страна оказалась на грани полного уничтожения.

 Последние новости Беларуси и мира