С чем вызван всплеск интереса Беларуси к среднеазиатским коллегам?

С чем вызван всплеск интереса Беларуси к среднеазиатским коллегам?

Западные санкции ухудшили внешнеэкономическое положение Беларуси. Традиционно в таких случаях Александр Лукашенко нацеливает правительство, и прежде всего МИД, на поиск новых рынков и активизацию работы на традиционных. Под последними понимаются постсоветские республики.

Беларусь находится под санкциями почти 30 лет. За этот период официальный Минск накопил богатый и интересный опыт их обхода. Однако даже в периоды «оттепели» отношения с западными друзьями и партнёрами складывались не лучшим образом. Беларусь получала из ЕС и США, Канады и других стран пресловутого коллективного Запада продукцию с высокой добавочной стоимостью – оборудование и машины, бытовую технику и электронику, а также многое другое – вплоть до продуктов питания и средств гигиены. Белорусский экспорт в обратном направлении представляли преимущественно нефтепродукты из дешёвой российской нефти, древесину, прочее сырьё и полуфабрикаты.

С тех пор ситуация с белорусскими ликвидными предложениями не изменилась – ни на рынках Запада, ни на открытых рынках пресловутой «дальней дуги». В итоге белорусская «многовекторность» снова зашла в тупик. Её деградацию усугубил внешнеполитический кризис 2020 года, в развитие которого Запад и его сателлиты применили к Белоруссии шесть пакетов политических и экономических санкций. Дошло до блокировки топовых позиций белорусского экспорта через ЕС и Украину.

С постсоветскими республиками – традиционными партнёрами ситуация выглядит не лучше. Долгое время они находились в тени бурных внешнеэкономических романов Беларуси с ЕС и Венесуэлой, о которой после скоропостижной кончины Уго Чавеса в Минске почти не вспоминают. За этот период среднеазиатские страны выстроили отношения с Пекином и Анкарой, а также другими ближайшими партнёрами, в пул которых Белоруссия давно не входит.

Нынешний всплеск интереса глав МИД Владимира Макея и Совмина Беларуси Романа Головченко к среднеазиатским коллегам вполне объясним. Белорусские госпредприятия и частный бизнес очень болезненно переносят инициированные Западом санкции. Почти 2/3 производимой продукции Белоруссия направляет на экспорт, а по некоторым отраслям – около 90% и более. Без экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений не будет половины валютной выручки. Если же к этому добавить проблемы с экспортом продукции машиностроения, то картина вырисовывается совсем безрадостная.

 Последние новости Беларуси и мира