Не конфликт, а “конкуренция по-американски”

Не конфликт, а "конкуренция по-американски"

Сегодняшняя ситуация в отношениях США и восточноазиатского региона во многом напоминает то, что происходило в преддверии российско-украинской эпопеи.

Пекин предупреждают, пугают, обременяют санкциями. Правда, не в том объеме, что Москву. И не вступают в открытую конфронтацию. Но попытки усмирить мощную державу, сделать покладистее не прекращаются.

На перепутье

27 февраля, после долгих месяцев говорильни появилась новость о готовности Джозефа Байдена вскоре объявить об усилении надзора за всеми американскими инвестициями в Китае. Детали пока уточняются.

До этого времени свободно велись дела между бизнесменами обеих стран. Противная сторона смогла на основе чужих технологий, благодаря отличному финансированию, разработать новинки для своей оборонной индустрии, создать уникальные микрочипы. И занять второе место в числе самых передовых экономик мира.

Подобные шаги в Вашингтоне расценили как недружественные, угрожающие безопасности Америки. В результате и родился план, в ходе реализации которого от бизнесменов-американцев потребуют отчеты о сделках в высокотехнологичных отраслях – искусственном интеллекте, квантовых вычислениях и прочего.

Авторы идеи ограничения партнерства стремятся нанести урон китайской промышленности. Но, несмотря на ухудшение дипломатических отношений между государствами, их экономические связи по-прежнему крепкие.

Оттого так называемые ястребы войны, чтобы остановить, а то и вовсе подорвать развитие визави, предлагают в санкционный реестр внести и такие сектора, как биотехнологический, чистая энергия и другие. При этом следует ввести особый экспортный контроль, а не просто расширить диапазон предприятий, внесенных в черный список.

На обывательском уровне уже чувствуются перегибы, возникшие из-за политического и экономического противостояния. Так, в Техасе запретили китайским гражданам покупать недвижимость. Эксперты видят в этом популистском выпаде проявление расизма. Похоже, что такие случаи будут не единичными в ближайшем будущем.

Демократы и республиканцы объединяются перед лицом опасности, полагая, что речь идет не об обычном конкуренте. КПК – потенциальный враг, которого нельзя недооценивать. К тому же, настораживает его враждебная риторика насчет тайваньского вопроса.

Президентская же администрации, как и глава нации, заявляя, что будет защищать западные ценности, не намерена пересматривать что-то кардинально в американо-китайских взаимоотношениях.

Вряд ли на практике Соединенные Штаты будут сражаться за тайванцев. Но партийные бонзы считают и нынешнюю позицию двусмысленной. Настаивают на военном взаимодействии с соседями китайцев. Продумывают новую стратегию подрыва мощи страны-конкурента. Однако оставляют и лазейку для диалога. Это явно отличается от того, как поступали с Россией.

Неуверенных политиков их более агрессивные коллеги ругают за отказ от решительных мер, аргументируя это тем, что противник воспринимает двойственную тактику как слабость.

 Последние новости Беларуси и мира