Новый перекресток российско-белорусских энергетических отношений

Сегодня речь пойдет об очередном газовом недопонимании между Россией и Беларусью. Начнем с того, что данная тема является давней и избитой, а наши страны постоянно сталкиваются с шероховатостями в нефтегазовой отрасли. Так, последний конфликт заключается в расхождении сторон относительно подсчетов суммы выплаты за поставленные в Беларусь энергоресурсы.

По мнению Газпрома, белорусская сторона не доплатила ему около 165 млн. долларов, но официальный Минск не признает предоставленную сумму. Сторона-импортер (Беларусь) уверена, что в российских подсчетах приведены неверные данные относительно калорийности сырья, что резко повышает стоимость энергоносителей.

В оппозиционных средствах массовой информации начались спекуляции на тему того, что российская компания прекратит поставки газа в Беларусь. Однако нужно понимать, что Газпром не заинтересован в подобном исходе событий, несмотря на то, что он остался недоволен введением внешнего управления в отношении Белгазпромбанка.

Тем не менее существует несколько главных причин, почему Газпром точно не пойдет на приостановку поставок российского газа:

  1. такое решение ударит по имиджу самой компании – злые языки обвинят Россию в том, что газ используется в качестве энергетического оружия и рычага давления;
  2. если прекратить поставки газа в Беларусь, то можно спровоцировать национализацию газотранспортной системы и введение внешнего управления Белтрансгазом, который был куплен Газпромом за 5 млрд долларов;
  3. давление на Минск со стороны Газпрома может привести к полному перекрытию нефтепровода “Дружба”, который является самым выгодным маршрутом поставок энергоресурсов из России в Европу.

Нет сомнения, что ни одна из сторон не хотела бы ввязываться в затяжной конфликт. В прошлый раз ситуация разрешилась после личной встречи двух национальных лидеров, которые смогли найти комплексные компромиссные решения. Недавно президенты двух стран уже встречались под Ржевом, где (возможно) и обсудили нефтегазовый вопрос.

Мы убеждены, что стороны найдут общий язык, однако остается несколько спорных моментов. Во-первых, если российский газ действительно менее калорийный, чем было заявлено, то почему не жалуются поляки или немцы, которые получают сырье из этой же трубы. Во-вторых, если проблема накапливалась годами, то почему претензии к Газпрому появились только сейчас.

 Последние новости Беларуси и мира