В пятницу, 14 февраля, президент Беларуси Александр Лукашенко сделал сразу несколько заявлений по экономической повестке и отношениях с Россией, которые вызвали серьёзный резонанс в СМИ. Так, президент заявил, что не собирался шантажировать Москву.
Добор из транзитной трубы
Лукашенко заявил, что если Россия не поставит нефть в необходимом объёме, то Беларусь будет вынуждена приступить к отбору этого ресурса из транзитной трубы. По его словам, согласно межправительственным соглашениям РФ должна поставить 24 млн тонн сырья, в то время как в январе было получено всего 500 тысяч тонн, не поступило 1,5 млн тонн.
«Через страну на Запад и для Беларуси прокачивается 70 млн т нефти. И они не имеют никаких проблем. Мы добросовестно, честно качаем эту нефть. Помните летом грязную нефть? До сих пор не рассчитались за это, хотя у нас вышло из строя оборудование в Мозыре, Новополоцк пострадал и нефтепровод «Дружба». Поэтому, если не поставят в феврале, будем до 2 млн тонн добирать», – заявил Лукашенко.
По мнению политического обозревателя Артёма Шрайбмана, это самое серьезное повышение ставок в конфликте до сих пор.
«И, если Минск на него пойдёт, мы возвращаемся в середину нулевых и полноценную нефтяную войну», – уверен эксперт.
О переговорах с Путиным
«Ничего лишнего не требуем. Но нам говорят: мы разные страны – намёк на то, что надо, чтобы были одной страной. А как можно иметь одну страну с Россией? Вы, наверное, слышите: «Давайте включим Беларусь в состав России». Ни белорусский, ни российский народы никогда не захотят пойти по этому пути. Вот вы не антироссийские люди, а нормальные белорусы, любящие, уважающие россиян. Но поставь перед вами вопрос, хотите ли вы такого объединения, чтобы Беларусь вошла в состав России, – 120% скажут «нет». И самое удивительное, что и россияне мне пишут письма: «Ни в коем случае не входите в состав России». Но кому-то там хочется, чтобы была одна страна, – тогда будут единые цены», – заявил Лукашенко.
Об упреках в срыве интеграции
«А что вы понимаете под интеграцией? Я понимаю: в экономике интеграция, это когда мы покупаем ресурсы в России, делаем тракторы, автомобили и продаем на общем рынке. И равные цены. Вот что такое интеграция. В экономическом плане на Беларусь в России начинают давить с разных сторон. Даже запрещают показывать продукцию на выставках. Уже говорят: вступайте в Россию, тогда мы вам поставим запчасти, тогда будут другие цены на нефть и газ. А будут ли ещё? Вот в чем вопрос. А не в том, что я не договороспособен», – заявил президент.
Путин не собирается использовать Беларусь
Александр Лукашенко также прокомментировал тезис о том, что Путин хочет задержаться у власти за счёт присоединения Беларуси.
«Нет у Путина такой цели. А если и была, то мы 2 года назад условились: никакого вхождения Беларуси в Россию быть не может. Но я пошутил (в каждой шутке есть доля шутки): единое государство возможно – если Россия вступит в состав Беларуси, если белорусский президент станет президентом этого объединенного государства. Не обязательно Лукашенко. Может, ваш руководитель. Почему мы можем туда вступить, а они нет? И если бы россиянам мы эту альтернативу предложили, они бы могли и не отказаться», – заявил Лукашенко.