Беларусь в ожидании серьёзного стресс-теста

Много написано про экономическую лавину, которая движется на Беларусь. Я не буду соревноваться с экспертами в предсказаниях, что грозит нашей экономике, будет ли безработица в десятки процентов, дефолт, обвальная девальвация и т.д.

Еще сложнее делать прогнозы, если кризис совпадет с резким ростом числа больных вирусом, и соответственно, перегрузку больниц, и тотальный локдаун – по инструкции сверху или явочным порядком снизу из-за массового страха заболеть.

Я не ожидаю сразу каких-то народных бунтов, потому что их будет легко подавить под благовидным предлогом борьбы с эпидемией на массовых сборищах.

Да и не уверен, что всё экономическое недовольство будет сфокусировано на Лукашенко – все же кризис мировой, и на это можно будет многое списать. Но важно, что будет происходить в верхах.

Официальный лидер пока что не подает признаков осознания, что на нас движется. Если коллапс придет, то от Лукашенко стоит ждать резких и эмоциональных решений, типа смены правительства, неограниченной эмиссии денег, чрезвычайного положения, жестких репрессий против “паникеров”, запрета публиковать статистику Минздрава или наоборот – губительной прокрастинации.

И вот здесь вокруг него может начаться интересная динамика. Ведь во власти полно здравомыслящих людей, которых судьба еще не ставила в ситуацию такого морального выбора, который может постучаться теперь.

Если политика президента будет расходиться с тем, что его подчиненные будут считать рациональным и срочно необходимым, если мы продолжим делать все наоборот, по сравнению со всеми странами вокруг нас, чиновники высшего эшелона могут начать разговаривать между собой о том, что начальник-то стал сдавать.

Чем острее будет кризис и чем иррациональнее будет риторика и решения Лукашенко, тем больше стимулов у них будет для этого.

И дальше мы можем стать свидетелями первого в нашей истории эксперимента – у кого первого/первых из высшей номенклатуры соображения патриотизма и собственной гордости, а также страха перед будущей ответственностью, будут брать верх над привычкой молча записывать на совещаниях.

Я не жду какого-то переворота. Но жду самого серьезного стресс-теста, с которым сталкивалась эта система с 1996 года.

Автор: политический обозреватель Артём Шрайбман.

 Последние новости Беларуси и мира