Почему Беларусь и бывшие союзные республики боятся быть хуже России

Официальные цифры заражённых SARS-CoV-2, тяжёлых больных и скончавшихся в Беларуси административно корректируются так, чтобы быть лучше российских, или в крайнем случае, не быть критично хуже. Возникает вопрос, чем обусловлена такая линия – те же Италия и Испания справляются с ситуацией довольно посредственно. Об этом пишет автор телеграмм-канала “Бульба престолов”.

Ответ заключается в том, что если РБ (или любая бывшая республика) демонстрирует показатели (объективно или общественно значимые) значительно хуже российских, то она становится просто не нужна как административная единица. Логика в таком случае будет подталкивать к восстановлению единой административной системы, что равносильно включению в состав России без всяких игр в суверенитет республик.

С Италией, Испанией, Китаем или США вопрос так не стоит, так как Беларусь ранее не входила в системы этих государств. Территории РБ находились в составе Польши, но культурная разница между современными белорусами и современными поляками гораздо существеннее, чем между современными белорусами и современными русскими. Это делает риски экспансии со стороны Польши более приемлемыми для Лукашенко, даже с учётом белорусизации, латинизации и окатоличивания – считается, что даже при выходе программы на максимум, население не приблизится к полякам критично.

Также это объясняет любовь президента к политониму россияне – с россиянами у белорусов нет ничего общего, в отличие от русских.

То есть, элиты РБ (или любой бывшей республики) заинтересованы в демонстрации превосходства над РФ, т.к. только превосходящая компетентность России (но не любой другой великой державы) ставит под сомнение суверенитет РБ и существование её местных элит. Вассалитет же с зависимостью от ЕС, США или Китая по идее должен сохранять элиты республик в каком-то виде, для блокирования экспансии России в условиях глобальной конкуренции. Плюс, местные элиты нужны далёким центрам силы, чтобы понимать население республик – русские же могут общаться с населением напрямую.

Всегда удивительно, когда казённые медийщики РФ пытаются играть на «посмотрите, украинцы/белорусы/казахи, как Запад вами помыкает». Для местных элит и националистов это вполне приемлемое положение: Запад должен управлять и блокировать действия РФ, а Россия должна платить, см. транзитный контракт для Украины.

До последнего времени РФ во многом поддерживала эту парадигму мышления элит республик, замещая недостающие компетенции и ресурсы на безвозмездной основе. То есть, Россия не давала республикам проседать по критическим и общественно значимым показателям, т.к. проседание привело бы к сомнениям, что республики нужны их населению как таковые.

С учётом отсутствия политических и гуманитарных требований, РФ оплачивает цивилизационное размежевание со своими историческими территориями. Поэтому удивляться разнице между встречей российских тестов и китайской гуманитарки не стоит. Для РБ российские тесты – это свидетельство, что РБ не нужна, а китайская помощь, напротив, свидетельство, что РБ нужна – чтобы на её территорию не пришла Россия.

Это объясняет, почему элиты бывших республик склонны идеализировать кого угодно, кроме России.

Вряд ли есть какие-то объективные причины, по которым Россия не может разобраться с РБ. Неприкосновенность Беларуси (и прочих республик) давно описывается притчей про голого короля. Ситуация перезрела, и единственное, что мешает её изменению – приверженность старому порядку, «так принято», «в этом есть какой-то скрытый смысл, понятный лишь профессионалам». Далее аналитики подгоняют решение под ответ, находя объяснение в глобальной игре, энергетической политике, дружбе народов – готовая кормовая база для белорусских провластных экспертов.

 Последние новости Беларуси и мира