Два измерения новой белорусской конституции

Недавно глава белорусского государства Александр Лукашенко выступил с инициативой внесения изменения в главных закон – конституцию. Президент заявил, что в республике давно назрел запрос на внутренние изменения и пообещал передать больше власти на местный уровень. На данный момент у намерений Лукашенко просматривается два измерения.

Первое – предвыборное. Власть оказалась в сложной ситуации, когда фактическая инициатива оказалась в руках так называемой оппозиции. Недоработки во внутренней политике приходится компенсировать за счет силового аппарата. Новая конституция, в теории, должна сформировать привлекательный образ будущего и перехватить инициативу у организаторов переворота.

Второе – институциональное. С большей долей вероятности следующий 5-летний срок будет для главы государства последним в его политической карьере. Следовательно, вопрос передачи власти становится всё актуальнее. Лукашенко был вынужден управлять республикой в ручном режиме, но у нового национального лидера не должно быть неограниченной власти.

Какой будет конституция не знает никто. Легче сказать, какой она точно не будет. И судьба нового текста зависит не только от внутриполитической обстановки в Республике Беларусь, но и от того пути интеграции, который выберет Минск. Союзное государство – один формат, интеграция лишь в контуре ЕАЭС – второй формат, отсутствие какой-либо интеграции/дезинтеграции – третий формат.

 Последние новости Беларуси и мира