В воскресенье, 9 августа, в Беларуси состоялись очередные президентские выборы, которые были ознаменованы очередной уверенной победой Александра Лукашенко. Так, по официальным данным Избиркома республики, в поддержку действующего главы государства проголосовало более 80% избирателей. При этом проигравшая сторона отказалась признать результаты выборов и вывела на улицы оппозиционно настроенных граждан.
Характерно, что лидеры протеста не поддержали собственных сторонников. Так, например, глава объединенного штаба оппозиции, Светлана Тихановская, в первые же дни с начала массовых акций протеста выехала на территорию Литвы. По сообщениям прессы, там с ней работали зарубежные психологи и менторы. Оттуда же было инициировано создание так называемого “Координационного совета для обеспечения трансфера власти”.
Аксакал Координационного штаба Тихановской – Светлана Алексиевич (читать)
Белорусский политикум расценил подобные действия, как прямую угрозу конституционному строю республики и попытку реализации сценария “цветной революции”. Кроме того, против участников так называемого “Координационного совета для обеспечения трансфера власти” были возбуждены реальные уголовные дела, а часть наиболее активных деятелей были арестованы по обвинению в подстрекательстве рабочих к протестам и забастовкам.
Президент Беларуси Александр Лукашенко даже заявил о том, что действиями активистов пытаются управлять из специальных зарубежных центров, которые координируют действия оппозиции и обеспечивают их материальными средствами, включая финансирование. По мнению официального Минска, за этим стоит руководство Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и Украины, а первым инициатором белорусского “майдана” выступают Соединенные Штаты.
Какие социально-экономические причины стоят за белорусским кризисом?
На сегодняшний день белорусская экономическая система представляет собой определенный гибрид из частнокапиталистических предприятий, но при этом наблюдается сильный крен в сторону государственного регулирования экономики. Такая модель имеет определенные недостатки, но в это же время позволяет частично ликвидировать общественное неравенство и обеспечить поддержку наиболее слабо защищенных слоев населения.
Подобная модель держится на сильной президентской власти и реализуется автократическими методами, что ставят в пику действующему главе, но подобный вариант имеет и свои преимущества: не допускается образование олигархии (предприятия работают на благо всего народа, а не группы капиталистов), нет повального разгула коррупции и кумовства (наблюдается во многих постсовестких странах), рабочий имеет социальные гарантии.
Понятно, что такая политика не нравится коррумпированным чиновника и крупным капиталистам, которые заинтересованы в смещении власти. Александр Лукашенко не допускает развития независимых политических платформ, регламентирует содержание СМИ, что является ограничением демократии, но эта же политика помогает обеспечить равные условия для всех белорусских граждан, невзирая на социальный статус и происхождение.
Несмотря на обвинения оппозиции в чрезмерном взаимодействии Беларуси с Россией, президент пытается выдерживать баланс на международной арене, чтобы не скатываться на сторону одного из полюсов. Не секрет, что Александр Лукашенко сумел добиться хороших взаимоотношений с Евросоюзом и США. В последнее время, до начала массовых акций протеста, Запад был одним из приоритетных направлений развития белорусской экономики.
Что предлагает оппозиция взамен модели Александра Лукашенко?
Политическая программа оппозиции предполагает выход Беларуси из состава Союзного государства Беларуси и России, а также постепенный разрыв всех экономических связей с Москвой, полный разворот в сторону Евросоюза и НАТО. Как известно, одним из условий вступления в ассоциацию с ЕС является полная приватизация госпредприятий и земли, которые окажутся в собственности крупных западных капиталистов.
Понятно, что многие из приватизированных предприятий не смогут выдержать конкуренции с западными фирмами и будут закрыты. На сохранившихся на плаву предприятиях пройдут волны сокращений, направленные на так называемую “оптимизацию работы”. В итоге такие компании какое-то время продержаться на инерции прошлых лет, а затем канут в Лету, как это неоднократно происходило с их предшественниками.
Установив контроль над ключевыми государственными предприятиями, крупные западные фирмы получат возможность оказывать прямое влияние на внутриполитические процессы в стране. Государство больше не сможет предоставлять социальные гарантии слабо защищенным слоям населения, а огромное количество вдруг оказавшихся без работы белорусов отправится на заработки в страны Европейского союза, где они станут дешевой рабочей силой.
Если говорить о внутренних преобразованиях, то оппозиция предполагает отмену государственного статуса русского языка, прекращение обучения на нем в школах и высших учебных заведения . Сотрудники государственных и муниципальных учреждений, деятели образования и культуры, которые не владеют белорусским языком, будут вынуждены остаться на улице или присоединиться к своим коллегам по поиску заработка в Европейском союзе.
Таким образом, выступая за проведение новых демократических выборов, которые якобы позволят заменить несправедливый политический режим Александра Лукашенко на прогрессивный и демократический, организаторы протестов не говорят о последствиях подобной реформации. При этом уже сейчас очевидно, что программа объединенного штаба оппозиции предполагает неизбежный гуманитарный и политико-экономический кризис на долгие годы вперед.
Фото: Zviestki.com