Польский журналист: надо отбросить дурацкую русофобию и просто спасти людей “Спутником V”

Польский журналист: надо отбросить дурацкую русофобию и просто спасти людей "Спутником V"

Польский журналист Мачей Вишневски озвучил основные тренды польско-литовских отношений, а также политику Варшавы в отношении России. В своей политике в регионе Польша руководствуется исключительно антироссийским подходом, и опорой ей в этом является Прибалтика. Однако при этом равноправным союзником Литву в Варшаве не считают, рассказал в интервью Baltnews польский журналист Мачей Вишневски.

– Г-н Вишневски, одной из актуальных тем последних дней стала инициатива депутатов литовского Сейма разрешить жительницам Польши, имеющим патологию плода, сделать аборт в клиниках Литвы. Как вы относитесь к такому предложению? Не возникнет ли новых разногласий между государствами из-за этого?

– Прежде всего я хочу подчеркнуть, что решение властей Польши, которые окончательно запрещают аборты даже в случае, когда плод, будучи еще в утробе, смертельно болен и есть стопроцентная уверенность, что он не выживет или даже умрет в организме матери – это абсолютное нарушение прав человека.

Поэтому в том, что делает Литва, нет ничего удивительного. Ситуация с запретами абортов в Польше длится с 1993 года. И то же, что сейчас сделала Литва, делают все соседние страны – Германия, Чехия, Словакия. Короче говоря, достаточно проехать в рамках Шенгенской зоны один или два километра за пределы Польши, чтобы легко найти возможность сделать аборт на высоком медицинском уровне, без угрозы для жизни матери.

– Не возникнет ли разногласий на официальном уровне между властями Литвы и Польши из-за этого?

– Я думаю, что польские власти не будут придавать этому решению литовских властей широкую огласку. Будут делать вид, что это частная инициатива отдельных людей, клиник, медицинских фирм и так далее.

– Почему? Не хотят ссориться?

– Потому что Литва сейчас нужна Польше как союзник против России. И поэтому всякие разногласия будут сглаживаться, насколько это возможно.

– А как в целом вы оцениваете состояние польско-литовских отношений на сегодняшний день? Является ли эта дружба против России, о которой вы сказали, доминирующим пунктом в них?

– Знаете, независимо от моего критического отношения к нынешним польским властям, здесь немного трудновато сравнивать. Польша сейчас экономически находится в неплохой ситуации. Мы, правда, еще не знаем, что будет через несколько месяцев, когда пройдут все эти пандемические решения, но пока даже в сравнении с Европой Польша находится в неплохом состоянии.

Литва наоборот – все знают о трудностях ее экономики. Оттуда большая миграция, также стоит добавить последние решения Белоруссии о пуске товарооборота в обход литовских портов, что однозначно ставит их в очень неудобную ситуацию.

Здесь отношения неравноправные, поскольку Польша гораздо сильнее Литвы, и ее влияние в регионе однозначно сильнее. Но, как я уже сказал, Варшава не заинтересована в том, чтобы наращивать эскалацию конфликта или разногласия против Литвы, хотя такие есть. Самое главное для Польши – антироссийский подход, и в своей русофобии польские власти ищут союзников. Для них это Литва и вся Прибалтика.  

– Среди многих политических и военных аналитиков бытует мнение, что Литва ведет с Польшей некое соперничество за статус форпоста интересов США в регионе. Заботит ли это официальную Варшаву?

– Как я уже сказал, при всем моем уважении, вес Литвы в Евросоюзе и европейском регионе с Польшей просто несравнимый. Мы, конечно, можем соперничать за внимание США, но сути дела это не изменяет – я думаю, что Польша все же более ценна для Вашингтона, как устойчивый союзник (я бы даже сказал, лакей) американских интересов.

Соревнования, конечно, будут, потому что Литва тоже заинтересована в том, чтобы у них были базы и чтобы США давали деньги на их развитие. Но в этом соревновании Польша будет выигрывать.

– Вы сказали, что политика Польши на восточном направлении диктуется русофобией. А насколько это конструктивно и выгодно для самой Варшавы?

– История достаточно ясно показывает, что в интересах Польши всегда было оставаться в хороших отношениях с Россией и СССР – нашим соседом. В польско-русских исторических отношениях хватает очень трудных и трагических моментов. Но тем не менее Польша, которая выставляет себя как форпост американских интересов, рискует очень многим, если не всем.

– Чем именно?

– Просто физическим уничтожением, если не дай бог дойдет до горячего конфликта. Территория Польши стратегически расположена так, что там не останется камня на камне.

Кроме того, под угрозой и экономические интересы Польши, так как она теряет шанс выиграть на своем положении.   

– Что вы имеете в виду?

– На мой взгляд, это уже утраченная возможность, но если бы Польша в свое время реагировала правильно, то она должна была стать чем-то вроде моста между Западной Европой и Россией. Это было бы гораздо выгоднее, но для этого, во-первых, надо избавиться от русофобии, а во-вторых – договариваться с Москвой на основе взаимовыгодных интересов. Но польская элита пока этого не умеет.

– А вообще есть ли в Польше силы, которые желают улучшения отношений с Россией?

– Силы такие есть, но они не очень большие. Есть, например, партия “Конфедерация” (Конфедерация независимой Польши, КНП – прим. Baltnews). Несмотря на то, что это партия крайне правого националистического наклона, она выступает за нормализацию отношений между Польшей и Россией. Но их политический облик такой, что результат их закрепления в политике может быть чреват не очень хорошими вещами.

– Они имеют какой-то политический вес, или это все же политические маргиналы?

– Они маргинальны, но политический вес могут поиметь, став союзниками правящей партии “Право и справедливость” (ПиС), как перевес в некоторых политических решениях. Они могут обеспечить ПиС математический перевес – пятьдесят процентов плюс один. И, хотя партия не очень большая, в этом случае ее политическое значение может сильно возрасти.

– Могли бы они теоретически повлиять на ПиС, чтобы те хотя бы частично отказались от антироссийской риторики?

– Нет, на мой взгляд, они не в состоянии переубедить своих потенциальных союзников из ПиС на сотрудничество и добрососедские отношения с Россией. Это невозможно.

– Недавно из Варшавы был выслан российский консул под предлогом того, что он нарушил правила самоизоляции после заболевания Covid-19. По запросу главы Службы военной контрразведки Польши спецкорреспонденту ВГТРК Евгению Решетневу запретили въезд в страну на пять лет. Зачем это делается? Неужели польские власти хотят добиться окончательного разрыва отношений с Москвой?

– Россия – очень умное и дальновидное государство, и в Польше, несмотря на русофобию, есть мыслящие политики. Поэтому я уверен, что до окончательного разрыва дипотношений дело не дойдет. Мы слишком тесно связаны, чтобы лишаться каналов сотрудничества.

Но то, что происходит, кстати, не только в Польше, по отношению к российским СМИ и журналистам, вызывает у меня гигантское возмущение. Я сам журналист и считаю это недопустимым.

Если есть какие-то претензии к журналисту, то надо предъявить доказательства. Если есть доказательства, что он нарушил польские законы, то надо представить их перед судом. Пока нет твердых доказательств, такие решения носят характер нарушения права на свободу информации и выражения собственного мнения.

– Сейчас наблюдается активная политизация темы вакцинации от коронавируса. Так, страны Балтии и Украина открыто заявили, что не станут приобретать российскую вакцину “Спутник V” из политических соображений, несмотря на признание эффективности этого препарата мировым медицинским сообществом. А есть ли шансы у “Спутник V” попасть в Польшу?

– Статья в журнале The Lancet очень важная, она подтверждает высокое качество “Спутник V”, но все же она не зарегистрирована в Евросоюзе. Пока европейский регулятор лекарственных средств (ЕМА) не примет окончательного решения, спешить с этим не надо.

Но я очень хорошо понимаю решение властей Словакии, Венгрии и других стран, которые, не дождавшись вердикта ЕМА, сами покупают российскую вакцину. Потому что есть простой аргумент – умирают люди. И если не хватает вакцин западных предприятий, то надо брать те вакцины, которые способны спасти людей. 

В самом начале польские политики очень громко заявляли, что никогда в жизни не возьмут российской вакцины и что скорее возьмут китайскую. Но эти голоса понемногу стихают, потому что сейчас у нас идет третья волна эпидемии и количество заражений британским штаммом коронавируса растет, растет и смертность.

– А есть ли со стороны самих поляков спрос на российскую вакцину?

– Если совсем недавно были исследования общественного мнения, в которых 71% поляков заявляли, что не хотят прививаться российской вакциной, то я думаю, что уже через неделю эта группа будет очень сильно уменьшаться, потому что люди хотят жить.

А российская вакцина доказала свое качество, поэтому надо отбросить все эти дурацкие русофобские мнения и просто спасать людей. Спрос на “Спутник V” в теории среди поляков есть, но, думаю, скоро он будет и на практике.

В тексте использованы материалы Baltnews.lt

 Последние новости Беларуси и мира