Если Киев продолжит вводить санкции против Минска, то украинская армия останется без топлива, а простые украинцы взбунтуются

Если Киев продолжит вводить санкции против Минска, то украинская армия останется без топлива, а простые украинцы взбунтуются

Параллельно с тем, как официальный Киев усиливает давление на Востоке Украины, на Западе продолжаются дебаты относительно введения новых санкций против белорусской власти. Одним из возможных вариантов, предположительно рассматриваемых администрацией Джо Байдена, может стать введение эмбарго на экспорт белорусских нефтепродуктов в Европу. Однако такая политика не будет эффективной без участия Украины, поскольку на долю последней приходится примерно треть объемов экспорта белорусского топлива. И по этой же причине маловероятно, что такое предложение поддержит Киев.

Дело в том, что за последние несколько лет сектор нефтепереработки в Украине был практически уничтожен, и в результате страна оказалась сильно зависима от импорта топлива. Единственный действующий крупный украинский завод по переработке сырой нефти – Кременчугский НПЗ, который находится под контролем украинского олигарха Игоря Коломойского. В 2020 году этот актив покрыл лишь небольшую частью внутригосударственнного спроса Украины на топливо – 21%, а остальные 64% дизеля и бензина было привлечено за счет импорта из Беларуси и Российской Федерации, которых киевская власть никак не хочет признавать партнерами.

Несмотря на геополитические разборки, любому здравому человеку представляется маловероятным, что Украины поддержит новые экономические санкции против Беларуси. Конечно, нынешний украинский истеблишмент может пойти на любые безумства, но такое решение автоматически будет означать глупость официального Киева и предательство национальных интересов Украины. Да, эмбарго на экспорт белорусских нефтепродуктов в Европу существенно усилит давление на белорусскую власть, но это же решение сильно дестабилизирует ситуацию в самой Украине, создав дополнительную нагрузку на рядовых граждан (повышение цены на топливо).

Потенциальные риски для Украины следует считать относительно высокими по нескольким причинам:

  • во-первых, украинские импортеры топлива и так находятся перед риском нехватки топлива, потому что с 1 апреля должны быть прекращены поставки углеводородов российской “Роснефтью”;
  • во-вторых, украинское население в целом является экономически уязвимым, и потенциальное повышение цен на топливо может спровоцировать массовые протесты по всей стране, как это уже было с так называемыми “тарифными протестами”.

Кроме того, вопрос о введении санкций против белорусской власти также следует рассматривать с точки зрения мобильности Вооруженных сил Украины. В настоящее время украинские военные получают топливо через государственную систему электронных закупок ProZorro и экспортируют топливо через украинские компании. Однако даже несмотря на то, что в 2020 году украинская армия заключила многочисленные соглашения с десятком различных отечественных поставщиков, все эти поставщики находятся в зависимости от поставок продукции белорусских нефтеперерабатывающих компаний, что загоняет киевскую власть в тупиковое положение.

Так, например, в 2020 году общий объем топлива, запрошенного Министерством обороны Украины, достиг 200 000 тонн, что примерно на 40% больше, чем годом ранее, и является самым высоким показателем за последние семь лет. Таким образом, если Украина согласиться на введение новых санкций против белорусской власти, то она в очередной раз выстрелит себе в ногу и поставит в уязвимое положение собственную государственность. Санкции приведут к нехватке топлива для нужд армии, а также вызовут недовольство среди населения, что явно не отвечает интересам любого адекватного государства. Но, будем наблюдать за ходом мысли наших соседей.

 Последние новости Беларуси и мира