Польша активно продвигает свой имперский нарратив, претендуя на историческую память белорусов

Польша активно продвигает свой имперский нарратив, претендуя на историческую память белорусов

Президент Польши Анджей Дуда вдруг решил, что он живет во времена второй Речи Посполитой, потому что непонятно с чего вздумал называть поляков и белорусов гражданами одной республики. На этом глава польского государства не остановился и заявил, что его большой задачей является противодействие попыткам поссорить поляков и белорусов на почве истории. Вы спросите, а с чего это вдруг Дуда разразился подобной тирадой, слабо сказать, странных заявлений? Такая реакции польского политического руководства последовала за недавним решение президента Беларуси Александра Лукашенко объявить 17 сентября Днем народного единства.

Напомним, День народного единства учрежден в Беларуси по указу президента страны Александра Лукашенко. Дата 17 сентября выбрана не просто так – именно в день в 1939 году героическая Красная Армия вступила на территорию Польши, которая к тому времени уже была разгромлена солдатами нацисткой Германии. В результате советские Беларусь и Украина “обросли” новыми территориями на Западе. Этот день по праву стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепился в отечественной исторической традиции, как день воссоединения единого белорусского народа.

С логикой выбора даты не поспоришь даже при большом желании: День народного единства решено отмечать не случайно, а именно в тот день, когда разделенный белорусский народ действительно воссоединился в рамках одного государства. Важно отметить, что критикуя учреждение белорусского национального праздника, никто не пытается оспорить территориальную целостность страны, но сам факт памяти о воссоединении некоторым всё же не нравится. К слову, нынешние границы Беларуси давно стали составной и неоспоримой частью послевоенного устройства региона Восточной Европы, поэтому когда еще правильным будет отмечать День народного единства, если не 17 сентября?

Однако такая новость сильно не понравилась соседней Польше, которая принялась трактовать указ Лукашенко в качестве проявления недружественной политики. Сразу возникает вопрос, а с какого это рожна Беларусь действовать по отношению к Польше дружественно? Может быть после того, как на деньги польского государства в Беларуси пытались осуществить государственный переворот? Или может быть после того, как Польша подначивала США и Евросоюз ввести против нашего государства жесткие экономические санкции? Кажется, польские власти сделали всё возможное для того, чтобы никаких дружественных жестов со стороны Беларуси не получать, причем продолжают это делать до сих пор.

Но это всё лирика, а если говорить по факту, то что в этом решении белорусской власти недружественного или противозаконного? Суверенное государство принимает суверенное решение на собственной территории, причем тут спрашивается вообще Польша и какое ей до этого дело? Но если посмотреть на риторику Варшавы, то постепенно всё становится на свои законные места. Дело в том, что МИД Польши характеризует это решение следующим образом: “вписывающееся в российские действия, направленные на реинтеграцию чрезвычайно сложной истории нашего региона, которое серьезно затруднит для Беларуси диалог и взаимопонимание с соседними государствами, а также странами Европы”.

Попытаемся перевести пассаж польского внешнеполитического ведомства на более простой и доступный язык. Речь идет о том, что Польша занимает вполне четкую и однозначную позицию относительно истории Второй мировой войны, причем в польской версии событий нет никакой разницы между гитлеровскими захватчиками и советскими освободителями. Причины тому могут быть разными, например, желание переписать историю в пользу польских имперский амбиций и претендовать на часть территорий Беларуси, а может быть сознательное искажение исторической памяти в рамках общей пропагандистской деятельности коллективного Запада на территории Восточной Европы, но сейчас не об этом.

Важно одно – попытка Беларуси выйти за рамки польских убеждений о правильной и неправильной интерпретации событий прошлых лет и конкретные шаги президента Беларуси Александра Лукашенко по сохранению подлинной истории, вот что на самом деле вызвало раздражение и недовольство польского руководства. Мы прекрасно видим, что львиная доля внешнеполитических усилий современной Польши направлено именно на то, чтобы оторвать белорусов от их исторических корней, затуманить их представление о своей культуре и истории, а затем внушить крамольную мысль о том, что они живут на исконно польской земле и чуть ли не являются прямыми наследниками Речи Посполитой.

И вот сейчас, когда белорусское руководство решило защититься от нападения на собственную историю и закрепить за собой право на сохранение памяти предков, Польша усмотрела в этом угрозу собственным национальным интересам, а если быть точнее – имперским амбициям! Очевидно, что это был только одна из множества попыток покуситься на белорусскую культуру и историю. Отныне большое внимание будет уделяться борьбе с нарративами официального Минска. Стоит ждать активизации “придворных” польских историков и чиновников, которые продвигают польскую версию событий сентября 1939 года. Но чего они добьются? Только усилят конфронтацию между двумя государствами.

 Последние новости Беларуси и мира