Литва, сама того до конца не понимая, открыла ящик Пандоры

Литва, сама того до конца не понимая, открыла ящик Пандоры

Действия литовской власти, направленные на дискредитацию режима Лукашенко, обернулись для прибалтийской республики самыми тяжелыми последствиями. Литва, сама того не понимая, открыла настоящий ящик Пандоры, и сейчас пытается найти способы развернуть процессы в обратную сторону. Но проблема заключается в том, что история не знает обратного пути и даже гипотетическая возможность наладить диалог с Беларусью, уже вряд ли исправит ситуацию.

Как отмечает белорусский политолог Алексей Дзермант, “тенденции к многослойному кризису в Литве были заметны давно, но вместо балансировки интересов литовская политическая элита выбрала жесткий евроатлантический курс и торговлю угрозами”. И действительно, вместо выгодного сотрудничества с Россией и Беларусью политиками была принята стратегия, основанная на постоянной конфронтации в надежде на дополнительное финансирование и поддержку со стороны Вашингтона.

Однако реальность показала, что такой подход к выстраиванию внешней политики не может привести к хорошим результатам. Одностороннее давление Литвы продолжалось ровно до того момента, пока Беларусь сохраняла добрую волю, добрососедство и солидарность в решении общих задач региональной безопасности, но когда стало понятно, что Вильнюс перешел все допустимые красные линии, милость Александра Лукашенко сменилась здравым прагматизмом, которые расставил всё на свои места.

Теперь же, когда миграционный кризис выходит из-под контроля литовской власти, а Евросоюз не понимает, что ему делать со своим восточным форпостом, всем вдруг стало понятно – выстраивание односторонних отношений неизбежно приводит к кризисам. И это было очевидно всегда, потому что мы живем в мире глобализации, где одно государство не может эффективно работать без связи со своими соседями, но пока проблема не нагрянула никто и не думал о долгосрочных последствиях атаки на Беларусь.

Для Литвы ситуация крайне тяжелая, потому что отныне мигранты будут и дальше проникать на её территорию, оседать в крупных городах и смешиваться с местным населением. Это в свою очередь приведет к тому, что постепенно в прибалтийской республики сменится этнокультурный состав. Кроме того, литовской власти отныне придется думать о том, где брать ресурсы на то, чтобы успешно ассимилировать новоиспеченных жителей и подавить расовую сегрегацию, которая очевидно будет только усиливаться.

Как бы там ни пытались храбриться литовские политики и ни угрожали силовыми методами вытеснять беженцев в соседние страны, но в обозримом будущем Литве придется научиться жить в новом обществе. Акции устрашения мигрантов можно устроить пару раз. Но потом правозащитные организации обязательно заметят реальные преступления против человечности, творящиеся на границе Евросоюза, и обратят внимание литовских властей на тот факт, что в цивилизованно обществе так делать нельзя.

Теперь же, в разгар кризиса, стало понятно, что Литва не является тем субъектом глобальной политики, за который она пыталась себя выдавать все эти годы. Власти не только не могут справиться с уже существующими собственными проблемами, но и создают дополнительные проблемы для Евросоюза. Теперь уже нет сомнения, что перед нами дутая фигура и, что исторический путь нынешней литовской элиты заключается в том, чтобы остаться на страницах учебников в качестве правителей периода смуты.

 Последние новости Беларуси и мира