Конфликт Брюссель-Варшава продолжается: суд обязал Польшу выплачивать по 500 тыс евро в сутки

Конфликт Брюссель-Варшава продолжается: суд обязал Польшу выплачивать по 500 тыс евро в сутки
Угледобывающая шахта “Туров”, Богатыня, Польша

Евросоюз всерьез взялся за регулирование так называемой зеленой сделки и впервые в истории ввел штрафы против отдельной страны за добычу угля.

«Зеленая сделка» (The European Green Deal), одобренная Европейским союзом в 2019 г., представляет собой стратегию экономического развития, которая направлена на достижение углеродной нейтральности к 2050 г. и декаплинг. Уже к 2030 г. эмиссию парниковых газов планируется снизить как минимум на 55%.

Первой под удар европейского регулятора попала Польша. Европейский суд юстиции в Люксембурге обязал Варшаву выплачивать по 500 тыс. евро в сутки, если она не прекратит разрабатывать угольную шахту “Туров” в Богатыне.

Конфликт Брюссель-Варшава продолжается: суд обязал Польшу выплачивать по 500 тыс евро в сутки
Богатыня — город в Польше, входит в Нижнесилезское воеводство, Згожелецкий повят.

По мнению польской стороны, штраф несправедливый и она не будет закрывать шахту. При этом спрогнозировать ответ Варшавы было нетрудно, потому что заморозка “Туров(а)” ставит под угрозу стабильность польской энергосистемы.

Как отметили в правительстве Польши, “закрытие шахты может иметь негативные последствия для энергетической безопасности миллионов поляков и всего Европейского союза. Её закрытие также может означать огромные проблемы для повседневной жизни”.

Согласно последним данным, “Туров” производит около 8% энергии от общего энергоресурса Польши и обеспечивает средствами к существованию примерно 80 тысяч человек вместе с семьями, что серьезные показатели для любого государства.

Тем не менее Европейский суд пошел на радикальный шаг, что наводит на определенные мысли. Например, таким образом Брюссель может стремиться показать другим странам, что новые экологические правила не просто разговоры, а реальный план действий, выполнять который нужно четко и беспрекословно.

С другой стороны, в этом решении прослеживается давняя линяя конфликта Варшава – Брюссель. Отказ от сворачивания добычи угля это лишь один из раздражителей, но до этого Варшаву обвиняли в холодном отношении к сексуальным меньшинствами, в проблемах со свободой слова и верховенством права, в антиконституционном законе об ограничении абортов, и в других нарушениях европейских принципов.

Брюссель-Варшава

Конфликт Брюссель-Варшава продолжается: суд обязал Польшу выплачивать по 500 тыс евро в сутки

В этом смысле конфликт с добычей угля вполне может оказаться всего лишь еще одним проявлением системного противостояния между центром и периферией. И, как показывает практика, центр отказывается идти на уступки, используя всё больше методов давления на польское руководство.

Польша становится главным центром движения сопротивления “зеленой сделки”. У правящей верхушки просто нет другого выбора. Резкий энергетический переход может спровоцировать недовольство граждан и вылиться в протесты. Шахтёры это мощная социальная группа, которая может возглавить сопротивление, объединив других недовольных.

По оценкам польской стороны, закрытие шахты “Туров” будет означать увольнение 5 тыс. работников и нанесет ущерб государству в размере 3,75 млрд. долларов. Это только одно предприятие, а сколько таких по стране? Отказ от угольной генерации станет убытками в миллиарды долларов и вызовет большое слишком недовольство.

При этом нападение Брюсселя создает для партии “Право и справедливость” удобный прецедент для борьбы за политические очки. Варшава может сыграть в игру под названием “защита национальных интересов от внешнего вмешательства” и попытаться замылить негатив от предыдущих непопулярных решений. Кроме того, польская сторона получит возможность, по обычаю, потребовать от Брюсселя компенсацию за экономический ущерб.

Тем не менее неизвестно: в каком объеме Евросоюз готов компенсировать Польше убытки и будет ли он в общем-то идти на уступки Варшаве, если целью стоит показать важность выполнение “зеленой сделки?”. Этот вопрос пока что находится в воздухе и конечное решение будет зависеть от того, как далеко зайдет Брюссель в решимости отстоять своё главенство.

 Последние новости Беларуси и мира