Конец белорусской многовекторности или очередная попытка примириться с Западом?

Конец белорусской многовекторности или очередная попытка примириться с Западом?

На прошлой неделе президент Беларуси Александр Лукашенко отметился рядом громки заявлений: отказался от нейтралитета в случае военного столкновения с Украиной, допустил размещение на территории республики ядерного вооружения, признал российский статус полуострова Крым. Давайте заберемся с тем, что стоит за громкими заявлениями белорусского лидера и стоит ли считать, что с многовекторностью покончено навсегда?

Высказывания Лукашенко нужно воспринимать двояко.

С одной стороны мы услышали тезисы, которые говорят об отказе от политики многовекторности в пользу союза с Россией. Да, заявления главы государства напоминают публичный манифест о сотрудничестве с Москвой.

Например, его высказывания относительно гипотетического конфликта между Россией и Украиной. Лукашенко не стал скрывать, что в случае чего он первым бы знал о любых военных планах России по отношению к Украине, и заверил, что в случае чего Беларусь выступила бы в конфликт на стороне Москвы.

В этом смысле белорусский лидер впервые отошел от своей прежней уклончивой позиции по украинскому вопросу, которой он придерживался начиная с 2014 года.

Кроме того, в этой связи также примечательна информация о запланированных на следующий год совместных с Россией учениях «по прикрытию южных границ Беларуси. Лукашенко позволил сбыться страшному сну коллективного Запада – так называемый “белорусский балкон” превращается в стратегический плацдарм России, упирающийся в восточный фланг НАТО.

С другой стороны, мы хорошо знакомы с навыком белорусского политического класса маневрировать между внешними силами. В этом смысле не стоит принимать заявления Лукашенко как что-то незыблемое и железобетонное.

Жесткая риторика может быть всего лишь замаскированным сигналом для Вашингтона и Брюсселя, который намекает на то, что в Минске хотели бы восстановить прямые контакты с Западом. Яркое тому доказательство миграционный кризис на белорусско-польской границе, который был использован белорусским лидером для переговоров с экс-канцлером Германии Ангелой Меркель.

Таким образом, нельзя однозначно сказать, что с многовекторностью покончено и единственным вариантом развития для Беларуси остается углубление союзнической интеграции с Россией. Вполне возможно, что Лукашенко решил зайти с козырей и просто припугнуть Запад окончательным разворотом Беларуси в сторону России, что является очень неприятным геополитическим раскладом для Запада.

 Последние новости Беларуси и мира