Как изменятся отношения Беларуси и России после ухода Маккея

Как изменятся отношения Беларуси и России после ухода Маккея

На 65-м году жизни скончался министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. С его именем связывали многовекторный курс и прозападный дрейф республики в 20142020 годах, а его сохранение во властной обойме после событий 2020 года вызывало постоянные подозрения, что говорить о конце геополитического балансирования официального Минска по-прежнему рано. 

Вместе с тем сводить все эти неоднозначные зигзаги политики официального Минска исключительно к персоне Макея и его деятельности было бы неправильно. Будучи, конечно, фигурой титанической в масштабах Беларуси, он отнюдь не являлся одиночкой. По сути, глава внешнеполитического ведомства делал и говорил то, что было на уме у многих в коридорах белорусского руководства.

После того как Лукашенко пришел к власти, западничество и национализм в стране стало принято считать уделом преимущественно оппозиции. Однако это очень упрощенное представление, и системные «национал-западники» всегда оставались важной составной частью местного правящего класса.

Лукашенко, как и любой крупный политический лидер, всегда строил свою власть на балансе между разными группами элит и игре на их противоречиях. Сторонники прозападного курса, ярким представителем которых являлся Макей, никогда не были близки белорусскому президенту, но оставались объективно необходимы ему.

Во внутренней политике «системные либералы» всегда выступали противовесом условным «силовикам».

В идеологическом поле именно «национал-западники» формулировали основные смыслы, связанные с утверждением ценности белорусского суверенитета, обеспечивая на внешней арене политику балансирования между геополитическими центрами.

Возвышение Макея произошло в тот период, когда стал очевиден кризис в строительстве Союзного государства. Более того, «излишнее» сближение с Россией было осмыслено белорусскими элитами как угроза. Поэтому глава МИД был не столько демиургом и творцом, сколько функцией настроений, распространившихся в среде правящего класса Беларуси в 2000–2010-е годы.

События 2020 года, которые, казалось бы, обнулили прежние расклады, принципиально не изменили настроений в верхах белорусского руководства, и то, что Макей смог удержаться на своем посту, яркое тому подтверждение.

Кроме того, МИД в целом остался каналом для связей с Западом, не прекращавшихся ни на минуту, несмотря на все перипетии последних двух лет. Следует напомнить, что как раз накануне своей неожиданной кончины Макей встречался с представителями Ватикана.

Многовекторность остается имманентной чертой белорусской политической системы. Местные элиты продолжают искать возможности для геополитического балансирования, и нынешняя ситуация возрастающей зависимости от России для них некомфортна. А значит, выпавшее из рук Макея знамя будет кому подхватить.

 Последние новости Беларуси и мира